Древнегреческие боги афродита. Афродита — Греческая богиня любви и красоты

В большинстве известных по историческим источникам и сохранившимся артефактам политеистических религий, называемых также языческими, важное место в пантеонах занимают богини любви и красоты. Часто в качестве высших мифологических существ, являющихся покровителями любви, выступают не богини, а боги, например, Эрот и Амур - в Древней Греции и Древнем Риме, или бог Кама - в индуистском пантеоне. Но этот рассказ не о них, а о прекрасных богинях, которые являлись объектами поклонения в прошлом и источником художественного творчества во все времена.
Я постарался расположить богинь любви и красоты в соответствии с хронологией, хотя это не всегда возможно, поскольку иногда очевидны прямые заимствования божеств одних этносов другими, а также из-за синхростадиальности языческих цивилизаций прошлого.

Первой известной богиней любви являлась ИШТАР - высшее женское божество у народов Древнего Междуречья - шумеров (у которых она называлась ИНАННА), аккадцев, а позже - в Вавилонии. Еще позже она была заимствована греками под именем АСТАРТА, а в иудейской и христианской мифологии стала суккубом. ИШТАР - богиня плодородия и плотской любви, ее культ был связан с проявлениями сексуальной свободы, принесением в жертву девственности жрицами, а также помощью при родах.

ИНАННА - ИШТАР - АСТАРТА

В Древнем Египте в качестве богини любви, веселья и музыки почиталась богиня неба - ХАТОР, которую в древнейших период истории Египта считали небесной коровой, родившей солнце. Поэтому впоследствии ее изображали женщиной с рогами, а иногда и с ушами коровы.
В поздний период Хатор отождествлялась с Исидой, а древние греки отождествляли ее с Афродитой.

ХАТОР

У древних иранцев - зороастрийцев почиталась богиня-мать, богиня плодородия и любви АРДВИСУРА АНАХИТА, которая являлась дочерью самого Ахурамазды, подарившей ему Заратуштру. В "Авесте" Адвисура Анахита описывается как "девушка прекрасная, сильная, стройная, высоко подпоясанная, прямая, знатного рода, благородного." Ее культ под именем АНАХИТ был широко распространен в Армении вплоть до официального принятия христианства. В эллинистический период Адвисура Анахита также отождествлялась с Афродитой.

АДВИСУРА АНАХИТА

В индуистской мифологии богиней счастья и красоты является ЛАКШМИ. Согласно наиболее распространенные представлениям, Лакшми - супруга Вишну и мать бога любви Камы. Лакшми возникла в самом начале творения мира, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса (поэтому ее часто называют Камалой - "лотосной"). В числе ее других имен - Индира ("прекрасная") и Лола ("непостоянная").

ЛАКШМИ

Про древнегреческую богиню любви и красоты известно, конечно же, всем, поэтому много писать о ней не стоит, тем более, ее имя уже неоднократно упоминалось. Упомяну лишь о том, что будучи богиней любви, Афродита не отличалась верностью своему супругу - самому искусному мастеру и самому некрасивому среди олимпийских богов - Гефесту. Среди ее многочисленных любовников числились Зевс, Посейдон, Арсес и Гермес. От любви Афродиты и и бога войны Ареса родились постоянные спутники Ареса - Фобос и Деймос ("страх" и "ужас"), а также Эрот - постоянный спутник своей матери, крылатый мальчик, вооруженный луком и стрелами, вселяющими любовь. Сын Афродиты от Гермеса - Гермафродит, также хорошо известный персонаж древнегреческим мифов.

АФРОДИТА

Римская богиня любви ВЕНЕРА - это та же самая греческая Афродита. Мифология Древнего Рима вторична по отношению в древнегреческой мифологии, схожи сюжеты мифов, переиначены лишь имена главных героев: как Афродита стала Венерой, так и Зевс - Юпитером, Посейдон - Нептуном, Арес - Марсом, а Эрот - Амуром.

ВЕНЕРА

Другое дело, скандинавская и германская мифология. Скандинавская богиня плодородия, любви и красоты ФРЕЙЯ ("госпожа" - с древнеисландского), она же - ФРИЯ ("возлюбленная") в мифологии древних германцев - жена верховного бога Одина (Водана). Вместе со своим супругом эта богиня - мечта всех викингов - осуществляет отбор павших на полях сражений воинов, то есть выполняет функции валькирий (или контролирует их выбор). Кстати, Фрейя, подобно другим богиням любви, также не отличается целомудренностью.

ФРЕЙЯ - ФРИЯ

В славянской мифологии богиней любви считается ЛАДА. Несмотря на то, что большинство современных историков аргументированно полагают, что Лада является продуктом искусственно сконструированного Б. А. Рыбаковым "пантеона славянских богов", которого на самом деле не существовало (попытка князя Владимира Святославича его создать окончилась полным провалом), мне хочется верить в то, что и у славян существовала богиня любви.
Никакой Лады в исторических источниках плоть до XV века не упоминается (поздние упоминания Лады относятся к польским текстам, к которых она проклинается как демон). И все-таки, я склонен отожествить Ладу с реально существовавшей в мифологии восточных славян богиней МАКОШЬЮ, о которой в летописях сведения есть.

ЛАДА - МАКОШЬ

Увы, мне не удалось отыскать богинь любви и красоты в пантеонах Древнего Китая, Японии, а также цивилизациях Американского континента: майя и ацтеков.
Насчет монотеистических религий.
Подобных божеств в цивилизациях исламского мира я даже и не искал, так как, известно, что несмотря на насыщенность эротическими подтекстами стихов Саади или рубаи Омара Хайяма, ислам жестко запрещает не то что изображение женщины, но и всякого одушевленого существа. Ибо, "Нет бога, кроме Аллаха...". Не о гуриях же, которые, богинями не являются, здесь писать.
В христианстве, во всех его конфессиях, понятие "любовь" относилась прежде всего к Богу, а всяческое поклонение земной любви к женщине или к ее красоте считалось кощунственным, еретическим и всячески отвергалось. Идеалом любви и красоты являлась Дева Мария (в католицизме) или Богоматерь (в православии), но это - совершенно другая любовь и другая красота, нежели в политеистических религиях. Прекрасные лики православных святых женщин на русских иконах, так же как и образы Девы Марии на фресках католических соборов и картинах, например, Рафаэля, не имеют никакого отношения к рассматриваемой теме.
В иудаизме, который является основой как христианства, так и ислама, прекрасные женщины - это прежде всего, служительницы Самюэля, то есть, суккубы. Многие из них ранее были богинями, как, например, Иштар - Астарта, но превратились в демонов, поэтому тоже не могут попасть в наш список богинь.
И все же, этот список, я уверен, далеко не полный.
Буду благодарен, если вы поможете мне его дополнить!

Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.

Афродита, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены



Афродита, греч., лат. Венера - богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.

Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).

Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.

К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты - хариты, богини времен года - горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.


Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть-родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.

Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.

В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена - жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.


Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, - к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) - Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов - не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.

Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов - так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).

Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» - римская копия эллинистической статуи 2-1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» - римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» - римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).


Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483-1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).

Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739-1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи - «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892-1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950-1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».


Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!..»

- А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);

«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»

- А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);

«Как верный сын пафосской веры…»
- А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера - любовь.

Афродита - само звучание этого слова, объемное, богатое красками навевает романтическое настроение. Рожденное в древности имя Афродита было дано Любви, во всех проявлениях, как ее понимали древние эллины.

Для людей того времени Афродита была не просто понятием, но конкретной личностью, богиней, которую причисляли к двенадцати верховным Олимпийским богам. В древнегреческой мифологии Афродита имеет свою историю рождения и жизни, своих предков и потомков. Нет в ее биографии только обстоятельств смерти, ведь она бессмертна. Во всех культурах, у всех народов - любовь неподвластна смерти.

За давностью времен точных фактов о том, как думали об Афродите древние люди, не сохранилось. Но есть множество разных легенд, о которых мы с удовольствием Вам расскажем. Итак…

Как рождается Афродита

Первую легенду о появлении Афродиты на свет рассказывает Гесиод, греческий поэт конца VIII - начала VII века до нашей эры. Интересно, что в самом начале своей поэмы «Теогония» он дает всего одно определение внешности богини, называя ее «Афродита с ресницами гнутыми». Так немного слов! Но сразу перед глазами встает красавица, чарующая взмахом длинных ресниц.

Далее Гесиод рассказывает, что у Геи-Земли и Урана-Неба родилось много детей-богов. Уран был жесток, он укрывал рожденных детей в утробе Геи, отчего она страдала и мучилась. Гея решила отомстить Урану и призвала на помощь своих детей. Из всех детей помочь матери согласился «хитроумный» Кронос, олицетворяющий в мифологии Время. Он поранил Урана. Кровь Урана попала в море, смешавшись с морской водой, она бурлила и пенилась. В этой пене появилась прекрасная девушка. Это и была Афродита. Сначала красавица направилась к Кифере - островку, у которого встречаются три моря - Критское, Ионическое и Эгейское. Потом Афродита пристала к Кипру и именно там вышла на берег, потому часто ее называют Кипридой. А имя Афродита - Ἀφροδίτη происходит от слова ἀφρός - «пена».

Самый красивый миф о рождении Афродиты основан на повествовании Гесиода, вернее на последней его части. Этот миф рассказывает, что богиня родилась из пены морской и вышла на берег Кипра. До сих пор на Кипре почитают место рождения Афродиты, где неподалеку от берега прямо из моря выдается одинокая скала, разбиваясь о которую волны образуют пену. А в древней столице Кипра - городе Пафос - находился самый большой и знаменитый храм Афродиты.

Гомер в своей бессмертной «Илиаде» пишет, что Афродита была дочерью Зевса, а в других источниках ее отцом называют Кроноса. Но от кого бы и где бы она ни родилась, Афродиту почитали как богиню любви.

Где ступала нога Афродиты, там расцветали травы. Ей сопутствовали боги-помощники: Эрос, олицетворяющий любовное влечение, и Гимерот, олицетворяющий страсть. В удел Афродите, как богине любви, были даны, как пишет Гесиод: «Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий».

Именно такой почитают Афродиту все народы, только называют ее по-разному. Например, римляне называли ее Венерой, сирийцы - Астартой, а в шумерской мифологии она зовется богиней Иштар.

Интересно свидетельство в «Истории» Геродота о том, как скифы в сирийском городе Аскалон разграбили святилище Афродиты Урании (то есть рожденной от Урана). Геродот утверждает, что это святилище самое древнее из всех, посвященных этой богине, потому что святилище на Кипре основано выходцами из Аскалона. За святотатство скифов, пишет далее Геродот, Афродита наказала их «женской болезнью», то есть лишила мужского достоинства. Среди скифов с тех пор во множестве появились так называемые энареи - рожденные без определенного пола, то есть гермафродиты, а также - скопцы, сознательно сделавшие этот выбор.

Как видим, на протяжении тысячелетий человеческой истории во многих исторических, литературных памятниках Афродита, если была оскорблена, как поруганная любовь, всегда мстила тем, кто наносил ей раны. Можно называть любовь Афродитой, Венерой или как-то еще, но она дает и поддерживает жизнь, она соединяет людей, она привносит в жизнь красоту и гармонию, она спасает, она не умирает. Может быть, поэтому Афродита у всех народов, во всех культурах - бессмертна и почитается как божество.

Афродита в искусстве и литературе

Афродиту традиционно изображают окруженную растениями, среди которых розы, миртовые ветви и нарциссы. Ей сопутствуют на суше - голуби, а в море - дельфины.

Афродите посвящены гимны Гомера, она стала одной из героинь трагедии Эврипида «Ипполит» и «Метаморфоз» Апулея.

Лукреций, размышляя «О природе вещей», наделяет Венеру, как он называет Афродиту, главной жизненной силой, которая движет миром. Она делает плодоносными и землю, и женское чрево. Венера-Афродита - богиня плодородия, цветения, плотской любви и деторождения.

Философы тоже не обошли эту богиню своим вниманием. Платон различал двух Афродит - пошлую и небесную. Зенон Кетийский определял Афродиту, как силу, которая соединяет между собой части целого. Идеалист Плотин разделяет уже трех Афродит в составе единой мировой души: первая - это жизнь ума - дочь Крона (Хроноса - времени), вторая - жизнь духа - дочь Зевса (Неба), и третья множественная - множество человеческих душ - афродит, наделенных любовью.

Вдохновляла и вдохновляет Афродита поэтов, музыкантов, художников с самых древних времен. Мы можем любоваться древними скульптурами Афродиты, созданными еще за несколько столетий до нашей эры. Правда, большинство из них сохранились в мраморных копиях, которые были сделаны с оригиналов, отлитых в бронзе. Статуи Афродиты (она же Венера) можно видеть в самых прославленных музеях мира.

Мифы об Афродите

Что такое миф? Это система представлений о разных проявлениях жизни в определенную эпоху, значит, мифы об Афродите, как и о других богах и героях, дают нам представление о мироощущении древних греков. То есть мифы погружают нас в атмосферу Древней Греции - и в этом их бесспорная ценность.

С Афродитой связано много красивых и драматических мифов, в которых можно проследить биографию богини.

После рождения из морской пены и выхода на берег Кипра Афродита, сопровождаемая Эросом и Гимеротом, восходит на Олимп. Увидев прекрасную богиню, под ногами которой расцветали цветы, которую прославляли своим пением птицы, другие боги не смогли остаться равнодушными. Громко приветствовали они прекраснейшую из всех и вечно юную Афродиту. Ни боги, ни люди не могли противиться ее силе и власти - Афродита зажигала в их сердцах любовь. Только три богини остались неподвластными Афродите. Это - Афина, богиня мудрости, Гера, покровительница брака и материнства, и Артемида, богиня плодородия, покровительница всего живого. Три эти богини дали обет целомудрия и остались неподвластными Афродите.

Многие могущественные обитатели Олимпа добивались любви прекрасной богини, но она вышла замуж за некрасивого, хромоногого Гефеста. Правда, он был личностью выдающейся. Кузнец и ювелир, Гефест стал великим художником своего дела, с которым в способности создавать прекрасное не мог сравниться ни один из богов. Он обладал большой физической силой, и, кроме того, был мудр и умел примирять враждующих. Выйдя замуж за Гефеста, Афродита оставалась пылкой и влюбчивой, потому случалось ей изменять своему мужу. Причем, влюблялась она не только в богов, но и в смертных людей.

Интересны отношения, которые существовали между людьми и богами в сознании древних эллинов. В «Илиаде» Гомера они описаны так: «Не осуждай ты любезных даров златой Афродиты. Нет, ни один не порочен из светлых даров нам бессмертных; Их они сами дают; произвольно никто не получит».

Зевс, которого Гомер называет отцом Афродиты, говорит своей «милой дочери», что ей не заповеданы «шумные брани», то есть участие в войне, и поручает ей заниматься «делами приятными сладостных браков».

В «Илиаде» Гомер рассказывает миф о золотом поясе - одном из даров Афродиты. Богиня Гера просит у Афродиты любви и сладких желаний, которым покоряются сердца и бессмертных, и смертных. У Геры свои коварные планы, но златая Афродита дает ей просимое: снимает с себя и вручает Гере пояс с изысканным узором, в котором заключались любовь, желания и прочие «обаяния». Кроме пояса, у Афродиты была золотая чаша, наполненная вином. Тот, кому богиня дозволяла пить из этой чаши, получал вечную молодость.

В «Одиссее» Гомер описывает драматические события, связанные с тем, что Афродита изменяла своему мужу Гефесту с богом войны Ареем. Гефест узнал о вероломстве любовников и задумал месть. Будучи прекрасным ювелиром, он сделал тонкую и прочную золотую сеть и закрепил ее над их с Афродитой супружеским ложем, а сам отправился в Лемнос. Воспользовавшись отсутствием Гефеста, Арей и Афродита предались любовным утехам на том самом ложе под тонкой сетью. Сеть, сделанная Гефестом, упала и опутала любовников так, что невозможно было от нее освободиться. С полпути возвратился Гефест, увидев Афродиту и Арея, он очень огорчился, сетовал и скорбел, сказав о своей супруге: «Правда, прекрасна она, но ее переменчиво сердце».

Афродита дарила свою любовь не только богам, но и людям. Она полюбила Адониса - сына царя Кипра, столь прекрасного юношу, что ни одно женское сердце не могло перед ним устоять. Адонис очень любил охоту, куда вместе с ним часто отправлялась Афродита. Она просила возлюбленного охотиться только на зайцев и серн, чтобы не подвергать себя опасности во время охоты на диких животных. Но однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса погнали вепря. Юноша в охотничьем азарте бросился в погоню, вепрь кинулся на него и нанес ему смертельную рану. Узнав о гибели Адониса, безутешная Афродита пошла по горам Кипра искать его тело. Она шла, не замечая в своем горе того, что камни и колючки в кровь ранят ее ноги. Там, куда падали капли крови богини, вырастали розы. Найдя Адониса, Афродита горько оплакала его, и пока она плакала, из крови Адониса вырос прекрасный цветок - анемон. Могущественный Зевс, видя страдания своей прекрасной дочери, повелел своему брату Аиду на время отпускать из царства мертвых Адониса на встречу с Афродитой. С тех пор полгода Адонис живет в преисподней, а на полгода возвращается на землю к богине любви. Эти полгода соответствуют двум временам года - весне и лету.

Сохранились и другие мифы о прекрасной златой Афродите, но приведенных рассказов достаточно, чтобы представить себе богиню любви такой, какой видели ее древние греки.

Опять начну с замечания. Картин с изображением Афродиты-Венеры не много, а очень много. Редставить их все - задача непосильная. кроме того, меня интесовало другое - эпизоды, с ней связанные.Ибо когда человек видит надпись на картине "Венера", он понимает о ком идет речь, но название картины даже "Венера и Адонис", может поставить его в тупик, ибо он не знает сюжета их взаимоотношений. не говоря уже о таких именах, как,например, Кадм и Гармония.
Поэтому, извините меня, что я не представил вам всех Афродит и Венер, хотя, поверте мне сделал бы это с удовольствием, ибо что может быть прекраснее женщины! Ну вот, мы с вами и добрались до богини, о которой смело можно сказать, что она, а не Зевс правит миром.
Как вы уже догадались, речь идет о богине любви - Афродите. Правда, большинство знают ее под именем Венера. Так или иначе, но власти богини любви подчинялись боги и люди; неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия.Афродита, как и многии боги не довольствовалась только одной ипостасью. Она и богиня красоты, плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Скажем так - самая популярная богиня у женщин.Тем более, што и вела она себя, как настоящая женщина. была замужем за Гефестом, но когда муж застукал ее с Аресом, ушла к нему. Мимоходом имела еще нескольких любовниковиз богов и смертных. Боги - Дионис и Гермес, смертные -Адонис, Анхис..

Тициан "Венера Урбинская" 1538 г.


Джорджоне "Спящая Венера", 1510 г.


Диего Веласкес "Венера с зеркалом" ок. 1647—1651


Тициан. «Венера перед зеркалом», около 1555

Ти
Рубенс. «Венера перед зеркалом», 1612-1615


Ботичелли "Венера и Марс" 1483г.


Тициан "Марс, Венера и Амур" 1530г.


Веронезе "Венера и Марс" 1575г.

Но сначала рассмотрим ее атрибуты.
Цветы и деревья: мирт, розы, мак и яблоко, а также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии;
Животные и птицы: воробьи и голубки,дельфин,заяц(символ плодовитости).
Атрибуты — пояс (пояс Венеры - мы о нем говориле в разделе о Зевсе);золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость.
Кроме того, на картинах ее можно видеть в сопровождении диких зверей — львов, волков, медведей, усмиренные вселенным в них богиней любовным желанием.
Свита Афродиты: Эрот(Амур) - бог любви;хариты(грации) - три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности; оры - богини времен года, ведавшие порядком в природе; нимфы - олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов.
Внимание многих художников привлекала история о необычном появлении на свет этой богини. Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на морской раковины на остров Кипр -, где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры, которые увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены.Изображение выходящей из моря Афродиты называется Анадиомена, что в переводе означает "выныривающая, выходящая из моря".
Начало иконографии Афродиты Анадиомены положила картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в.до н. э.), не сохранилась. Известна по описанию в «Естественной Истории» Плиния Старшего. Работа пользовалась невероятной славой и вызвала множество подражаний в искусстве эллинизма. Но есть предполагаемая копия этой картины - помпейская фреска.

Она довольна проста, но всеже в ней вперрвые появляются те обязательные элементы, которые в дальнейшем использовались художниками в различных комбинациях:
1.обнажённая богиня
2.морское побережье, волны, пена
3.выжимание богиней своих мокрых волос
4.ракушка — одновременно средство передвижения и символ вульвы, то есть рождения и любви
5.атрибуты морской стихии — дельфины, нереиды
6.помощники богини — оры, хариты, ветра (Борей,Зефир).
Практически все эти элементы мы видим в гениальном произведении Сандро Ботичелли "Рождение Венеры" 1485 г.

Обнажённая богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций. Пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами — в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии,Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти.


Тициан. «Венера Анадиомена», ок.1525


Пауль Питер Рубенс "Рождение Венеры"


Жан Баптист Мари Пьер "Рождение Венеры" 18 век.


Франсуа Буше 1740г.


Франсуа Буше 1750г.

Классицизм и академизм XIX в. был более откровенен в трактовке "ню" и не отвлекали от женского тела чрезмерной атрибутикой

Жан Огюст Доминик Энгр 1828г


Антонио Мария Эскивель «Венера Анадиомена», 1838


Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль 1862г.


Александр Кабанель 1875 г.


Вильям Бугро 1879 г.


Жан-Леон Жером конец 19 века.


Одилон Редон 1912г.

Как я уже писал у Афродиты было двое возлюбленных из смертых.
Адонис. Афродита полюбила этого сына царя Кипра Никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита все на свете. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно Артемиде. Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во время охоты напали на след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его. Адонис уже готовится пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты. Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.(по Н.Куну)

Франсуа Лемуйен "Венера и Адонис" 1729 г.


Аннибале Карраччи "Венера, Адонис и Купидон" 1590г.


Абрахам Блумарт "Венера и Адонис" 1632г.


Бартоломеус Спрангер "Венера и Адонис" 1597г.


Себастьяно дель Пиомбо "Смерть Адониса"


Хосе де Рибера. "Адонис и Афродита". 1637


Паоло Веронезе. "Венера и Адонис". 1580


Питер Пауль Рубенс "Смерть Адониса" (с Венерой, Купидоном и тремя Грациями)


Хендрик Гольциус "Мертвый Адонис" (другое название - "Стекающая кровь Адониса превращается в анемону")1609г.


Джон Уильям Уотерхаус "Смерть Адониса" 1900г.

Анхис.Был пастухом.Афродита родила от него сыновей Энея и Лира. Афродита велела ему не разглашать их связь, но он выпил вина и рассказал об этом товарищам. За это он был наказан Зевсом: громовержец ударил в героя молнией, но Афродита успела отклонить ее своим волшебным поясом и трепач выжил, но остался инвалидом.Через много лет их с Афродитой сын,Эней спас дряхлого отца - вынес его из горящей Трои. Впоследствии Эней перебрался в Италию и его потомок Ромул основал Рим. А последняя встреча Энея с Анхисом, произощла, когда сын спустился в царство Аида, чтобы повидаться с тенью отца, которую он встретил на Елисейских полях. Нет, нет я не спятил и отец и сын не встречались в Париже. Дело в том, что Елисейские поля (Элезиум) - это часть подземного царства Аида, обитель душ блаженных.Нечто вроде христианского рая.

Аннибале Карраччи "Венера и Анхис"


Александр Убелеский "Эней у Анхиса в царстве Аида"17 век.


Шарль Андре Лоо "Эней выносит Анхиса из горящей Трои" 1729г.


Джиролама Дженго "Эней выносит Анхиса из горящей Трои" 1509г.

1
Федерико Бароччи. "Бегство Энея из Трои" 1598г.

Если уж мы заговорили о детях Афродиты, то вспомним и других.Тем более, что о некоторых из них уже упоминалось.Что интересно, от законного мужа - Гефеста, у нее детей не было.А вот от Ареса, Диониса и Гермеса от 4-х до 7-и детей. По мнению многих авторов, Эрот не только спутник, но и сын богинии.

Ламберт Сюстри "Венера и Купидон" 1554г.


Яков де Гейн "Венера и Купидон" 1608г.


Гверчино "Кронос наставлят Эрота в присутствии родителей, Афродиты и Ареса" 1926г.

Впрочем, тоже пассказывают и о Гименее - божестве брака.

Николя Пуссен "Гименей, переодевшийся женщиной во время жертвоприношения Приапу".1638 год.

Первоначально Никола Пуссен изобразил греческого бога плодородия Приапа с пенисом в состоянии эрекции.
"Затем пуритане спрятали фаллос Приапа. Это то, что мы называем переделками из соображений скромности, и таковые не редкость", - отметила Регина Пинто Морейра, реставратор Лувра с 30-тилетнем стажем, которая и обнаружила эту переделку, в беседе с корреспондентом газеты Folha de Sao Paulo. Она подозревает, что гигантский детородный орган божества "прикрыли" в консервативной католической Испании в XVIII веке.
Кстати, согласно некоторым авторам - Приап тоже сын Афродиты.
От Ареса родила Афродита Гармонию, богиню согласия и олицетворения счастливого брака.Гармония вышла замуж за Кадма победителя ужастного дракона и на свадьбу Гефест подарил ее ожерелье, известное как "Ожерелье Гармонии". Это украшение приносило несчастье всем ее обладательницам Такая хитрая месть Гефеста Афродите. Несчастье, естественно, не замедлило себя долго ждать.Кадм (по его собственной просьбе) был обращён богами в змея, Гармония в отчаянии сорвала с себя одежды и призвала супруга к себе. Кадм, обвив её нагое тело, лизал ей уста и ласкал грудь. Безутешная Гармония обратилась тогда к богам, дабы и её они превратили в змею, что и было исполнено.

Эвелин де Морган. "Кадм и Гармония" 1877г.

Одна из дочерей Афродиты - Тиха(Тюха, Тихея), богиня удачливого случая, мало присутствует в древнегреческой мифологии, но доостаточно известна по древнеримской. В ней ее имя - Фортуна.

Сальвадор Розе "Аллегория Фортуны" 1859г.


Антонио Превитали "Аллегория Фортуны" 1490г.

А еще в детях Афродиты числились и амазонки, и хариты,и Деймос(ужас) с Фобосом(страх). Короче - много детей, хороших и разных.
Как и каждая женщина, Афродита ненавидела и преследовала тех, кто отвергал ее любовь или не восхищался(т.е. пренебрегал ее культом)ею.
Нарцисс.Сын речного бога Кефиса и нимфы Лириопы, которому предсказали,что он будет жить долго, если не увидит своего отражения. Когда ему было 16 лет, его полюбила нимфа Эхо. Прекрасный, но холодный и гордый, отвергнув любовь нимфы, он был наказан Афродитой. Во время охоты он увидел в реке своё отражение, влюбился в самого себя, не смог с ним расстаться и умер от голода и страдания. Когда пришли за его телом, его там не было, но на том месте, где оно должно было быть, вырос цветок нарцисс.

Караваджо "Нарцисс" 1596г.


Франсуа Лемуан "Нарцисс" 1728г.


Николя Бернард Леписье "Нарцисс"


Джон Уильям Уотерхаус "Нарцисс и Эхо"1903г.

Ипполит.Сын героя Тесея и царицы амазонок презирал любовь и предпочитал все свое время посвящать охоте, чем прогневал Афродиту.
Вторая супруга Тесея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тесей проклял Ипполита, и призванный им в гневе бог Посейдон неожиданно послал волну на берег, где проезжал Ипполит; кони понесли юношу, и он погиб, разбившись о скалы.

Лоуренс Альма-Тадема "Смерть Ипполита" 1860г.

Наказывала она и женщин.
Мирра. Она воспылала грешной любовью к своему отцу и, пользуясь чужим именем и темнотой, утолила свою страсть — возлегла с ним во время праздника Деметры. Отец, раскрыв обман, хотел её убить, но Мирре удалось бежать. В Сабейской земле она превратилась в мирровое дерево. Илифия,богиня-родовспомогательница, из щели в коре вытащила младенца Адониса.

Маркантонио Франчесцино

Пасифая. Несколько лет не совершала священнодействий Афродите, за что та наслала на неё любовь к быку. Дедал изготовил деревянную корову, в которую забралась Пасифая, и бык покрыл её.От этой связи произошёл полубык-получеловек Астерий, прозванный Минотавром.

Помпейская фреска

Аталанта — дочь Схенея, знаменитая красотою и быстротою в беге. Каждому из искателей своей руки она предлагала состязаться в беге, причём он, безоружный, должен был бежать впереди, она же с копьём следовала за ним; если она его не настигала, то признавала своим женихом, в противном случае его ожидала неминуемая смерть. Много юношей пало от её руки, пока Гиппомен, перехитрил её с помощью Афродиты. Богиня дала ему золотые яблоки, которые он во время бега ронял поодиночке. Поднимая их, Аталанта отстала, и Гиппомен первым достиг цели.
Но он забыл поблагодарить Афродиту; желая ему отомстить, она возбудила в нём такую сильную страсть, что они возлегли в храме Зевса на Парнасе, за что и были превращены во львов.

Гвидо Рени "Аталанта и Гиппомен" 1625г.


Никола Коломбель "Аталанта и Гиппомен" 1680г.


Ноэль Халле "Аталанта и Гиппомен" 1765г.

Однако тех, кто просил ее помочь в любовных делах, она щедро одаривала.Такова история Пигмалиона.Пигмалион был царём острова Кипр, сын Бела и Анхинои. Он высек из слоновой кости статую и полюбил её. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время праздника, посвящённого Афродите, Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона.

Аньоло Бронзино "Пигмалион и Галатея" 1530г.


Франсуа Буше. "Пигмалион и Галатея" 1767г.


Франсуа Лемуан "Пигмалион и Галатея" 1729г.


Эдвард Берн-Джонс "Пигмалион и Галатея" 1870.

В русской традиции принято использовать греческое имя богини любви (Афродита), пришедшее через Византию, в то время как подавляющее большинство западноевропейских художников, писателей и критиков придерживаются варианта Венера. Обобщенно два этих варианта можно рассматривать как синонимы.

Кто такая Афродита? Самая прекрасная из всех олимпийских богинь, перед чарами которой были бессильны люди и бессмертные боги. Олицетворение любви, весны и бесконечной юности. Поэты воспевали ее красоту, а художники пытались запечатлеть на своих бессмертных творениях. С именем Афродиты связано множество преданий и легенд, о которых мы узнаем в статье.

Афродита - что это за божество?

Афродита - одна из самых почитаемых и любимых Важность ее может подтвердить то, что она входила в ряд двенадцати великих олимпийцев. Афродита - это, в первую очередь, богиня любви и красоты. Также она является покровительницей брака и деторождения, олицетворением вечной весны. Силам Афродиты были послушны не только люди, но и бессмертные боги, за исключением Афины, Артемиды и Гестии. Женщин она благословляет красотой и дарит им счастливый брак, а в сердцах мужчин разжигает огонь истинной и вечной любви.

Мифы о происхождении и жизни богини

Греческая богиня Афродита фигурирует и в мифе о Пигмалионе. По легенде, он был талантливым скульптором, изваявшим статую прекрасной девушки. Чем больше любовался он ею, тем сильнее влюблялся. Когда чувство его стало настолько сильным, что он уже не мог с ним справиться, то начал просить Афродиту, чтобы она подарила ему жену, похожую на его скульптуру. В ответ на мольбы богиня оживила прекрасную статую. Эта девушка и стала его женой.

Интересен миф о том, как муж богини Гефест узнал о ее связи с Аресом. Рассердившись, он выковал золотую сеть, чрезвычайно крепкую, но тонкую и невесомую, как паутина, и тайком прикрепил ее к кровати. Затем он сказал жене, что собирается отлучиться на несколько дней. Недолго думая, Афродита позвала к себе Ареса. Утром любовники обнаружили, что оцеплены сетью и не могут освободиться. Вскоре появился Гефест. Арес освободился, лишь пообещав заплатить богатый выкуп, чего, впрочем, он так и не сделал.

Отношения Афродиты и смертных

У Афродиты было много любовников среди богов. Но и со смертными у нее были очень близкие отношения. Одним из наиболее известных мифов является история о чувстве богини и молодого юноши Адониса. Он был, пожалуй, самой сильной любовью Афродиты. Адонис был талантливым охотником, единственным мужчиной, с которым богиня забывала о своей красе. Она боялась за его жизнь и просила избегать хищных зверей. Но однажды на Адониса напал вепрь, натравленный на него ревнивым Аресом. Богиня любви и красоты не могла помочь своему избраннику, и Адонис погиб. Из крови его выросли прекрасные цветы - анемоны.

Афродита покровительствовала любящим, но в то же время жестоко мстила тем, кто отвергал ее помощь. К примеру, на дочь жреца Мирру, не желавшую исполнять обряды в честь богини, она наслала противоестественную страсть к ее отцу. Нарцисса, отвергнувшего любовь нимфы Эхо, она покарала смертью.

Аналоги Афродиты в других культурах

Зная, кто такая Афродита, можно перечислить богинь из других мифологий, соответствующих ей. Так, например, у древних римлян покровительницей любви была Венера. У древних египтян ее аналогом была Исида, а у финикийцев - Иштар.

В славянской мифологии богинь, полностью соответствующих Афродите, не было. Но можно отождествить ее с Мокошью, олицетворяющей плодородие. По мнению некоторых мифологов, в славянском пантеоне была и своя богиня любви, покровительница семьи - Лада. Впрочем, большинство авторитетных ученых считают ее фикцией.

Прекраснейшая в кругу олимпийских богов

Образ этой богини удивительно притягателен, и не в последнюю очередь - своей двойственностью. Она и благосклонно покровительствует влюбленным и жестоко мстит тем, кто отрицает это высокое и светлое чувство. Это и воплощение греха, и образец чистейшей красоты.

Так кто такая Афродита: красота или пошлость, одухотворенность или чувственность? Можно сказать, что Афродита - это сама любовь во всех ее проявлениях, земная и возвышенная одновременно. И по сей день она остается прекраснейшей богиней в истории человечества.