Скачать презентацию профилактика стоматологических заболеваний. Санация полости рта у детей и ее роль в профилактике стоматологических заболеваний

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Презентацию на тему "Профилактика стоматологических заболеваний у беременных женщин" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Статистические данные

Известно, что при физиологическом течении беременности распространенность кариеса составляет 91,4%, заболевания пародонта встречаются в 90% случаев, поражение ранее интактных зубов, преимущественно с острым течением кариозного процесса - у 38% пациенток. Вторичный кариес, прогрессирование кариозного процесса, гиперестезия эмали встречаются у 79% беременных. Клинической особенностью течения кариозного процесса у беременных женщин является быстрое его распространение не только по периферии, но и в глубину тканей зуба, что в короткие сроки приводит к развитию осложненного кариеса. К концу второй половины беременности поражение тканей пародонта составляет 100%.

Слайд 3

Медицинские данные

У беременных определяется повышенная чувствительность интактных зубов к химическим термическим механическим раздражителям, а также некариозные поражения в виде клиновидных дефектов и вертикальной патологической стираемости зубов.

Слайд 4

Потребность в терапевтической стоматологической помощи беременным женщинам возникает в 94,7% случаев, ортопедической - в 56,1%, экстренные хирургические вмешательства - у 2,2% от общего числа беременных. Отмечено, что в период беременности повышение стоматологической заболеваемости обусловлено не только изменениями, происходящими в организме женщины в целом, но и ухудшением состояния твердых тканей зубов, что связано с: изменением микрофлоры полости рта понижением резистентности эмали зуба к воздействию кислот.

Слайд 5

Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта у беременных преследует двойную цель: улучшить стоматологический статус женщины осуществить антенатальную профилактику кариеса зубов детей. Мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний во время беременности должны быть организованы с учетом степени тяжести стоматологических заболеваний и течения беременности.

Слайд 6

Здоровье матери во время беременности влияет на развитие зубов ребенка, особенно в период 6-7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов. Исследования зачатков зубов показали, что при патологическом течении беременности минерализация эмали зубов плода замедляется, а нередко приостанавливается на стадии начального обызвествления

Слайд 7

Выделяют группу факторов, действие которых нарушает полноценное формирование зубочелюстной системы. К ним относятся: наличие экстрагенитальной патологии у матери; осложнения беременности (токсикозы первой и второй половины); раннее искусственное вскармливание. стрессовые ситуации во время беременности; заболевания новорожденных и детей грудного возраста;

Слайд 8

Уже в ранние сроки беременности происходят ухудшения состояния твердых тканей зубов и пародонта на фоне неудовлетворительного гигиенического состояния полости рта и сдвигов в составе ротовой жидкости. Это обуславливает необходимость проведения профилактических мероприятий на протяжении всего срока беременности.

Женщинам рекомендуется выполнять комплекс общих профилактических мероприятий, включающих в себя: правильный режим труда и отдыха, полноценное питание витаминотерапию. Полноценный сон до 8-9 часов пребывание на свежем воздухе в сочетании с дозированной физической нагрузкой способствует поступлению в организм кислорода.

Слайд 10

Питание должно быть разнообразным, с необходимым количеством витаминов и микроэлементов. В первой половине беременности организм женщины нуждается в непрерывном поступлении белка. Во второй половине возрастает потребность в витаминах, микроэлементах и минеральных солях. Овощи, фрукты должны быть постоянными ингредиентами пищевого рациона. Основными источниками витаминов должны являться продукты питания, а также прием поливитаминных препаратов - "Декамевит", "Ундевит", "Гендевит" и др.

Слайд 11

Поливитамины

Поливитаминный препарат с минеральными добавками "Прегновит", содержащий витамины А, Д2, В1, В2, В6 гидрохлорид, В12 цианокомплекс, пантотеновокислый кальций, фурамат железа, безводный фосфат кальция назначают в следующих дозировках: до 4-х месяцев беременности - по 1 капсуле с 5 до 7 месяцев - по 2 капсулы с 8 до 9 месяцев - по 3 капсулы в день. Препарат особенно эффективен при железодефицитной анемии, к развитию которой может привести снижение поступления в организм железа с пищей, нарушение его всасывания, многоплодие, продолжительное вскармливание ребенка грудью

Слайд 12

Стоматологу

Для достижения максимального эффекта необходима диспансеризация женщин в течении всего срока беременности и координация работы гинеколога и стоматолога, к которому женщина должна быть направлена при первом посещении женской консультации. В стоматологическом кабинете необходимо организовать: обучение рациональной гигиене полости рта с контролируемой чисткой зубов, помощь в подборе основных и дополнительных средств гигиены; санацию полости рта; профессиональную гигиену; проведение реминерализующей терапии с целью повышения резистентности эмали зубов.

Слайд 13

Пропаганда медицинских знаний

Особо значимой является организация просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний и мотивации по уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. Кроме того, стоматологическое просвещение должно включать: пропаганду грудного вскармливания до достижения ребенком 12-месячного возраста рекомендации по ограничению в питании детей сахара (до 20 г в сутки) правилам пользования соской-пустышкой. Осуществление комплекса лечебно- профилактических мероприятий, несомненно, улучшает состояние стоматологического уровня здоровья как матери, так и будущего ребенка.

Слайд 14

Схема профилактики стоматологических заболеваний у беременных женщин:

ТАКТИКА. АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА При первом визите в женскую консультацию направить женщину к стоматологу. Объяснить необходимость обучения рациональной гигиене полости рта, лечения зубов, проведения профессиональной гигиены.

Слайд 15

СТОМАТОЛОГА 1. Осмотр полости рта, индивидуальные рекомендации по уходу за зубами. 2. Обучение рациональной гигиене полости рта. 3. Профессиональная гигиена с интервалом в 2-3 месяца. 4. Мотивация женщин к уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. 5. Рекомендации по ограничению в питании детей сахара до 20 г в сутки и использованию соски-пустышки.

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Алябьева Дарья - 11 «а» класс

Тема проекта: «»

ЦО №1430, 11 «а» класс

Аннотация

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

Цель исследований

Обучить гигиеническим навыкам чистки зубов детей младшего школьного возраста.

Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по профилактике заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

  1. Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках природоведения, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
  2. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта.
  3. Для учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему «Здоровые зубы».
  4. Проведено обследование учащихся группы наблюдения и группы сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкиной. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через 2 недели было проведено повторное обследование.
  5. Проведена обработка и анализ проведенных исследований.

Выводы

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей среди младшего школьного возраста достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта.

Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Форум юношеских талантов:

Соревнование молодых исследователей

программы “Шаг в будущее” в Центральном

федеральном округе РФ,

Московская открытая конференция

школьников “ НТТМ Москва 2011 ”

ПРОЕКТ

«Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста»

Научные консультанты: д.м.н., профессор Прохончуков Александр Алексеевич

Научный руководитель: Алябьева Наталья Михайловна – учитель ИИТ

Москва, 2011

Тема проекта: « Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста »

ЦО №1430, 11 «а» класс

Аннотация

Обоснование выбора направления

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

Цель исследований

Методы проведения исследования

Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по профилактике заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

Результаты проведения исследования

  1. Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках природоведения, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
  2. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта.
  3. Д «Здоровые зубы».
  4. Проведено обследование учащихся группы наблюдения и группы сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкино й. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через 2 недели было проведено повторное обследование.
  5. Проведена обработка и анализ проведенных исследований.

Выводы

Основная часть

Обоснование выбора направления

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

Один из путей предупреждения стоматологических заболеваний - правильная чистка зубов.

Цель исследований

Обучить гигиеническим навыкам чистки зубов детей младшего школьного возраста.

Задачи исследований

  1. Ознакомиться с методами профилактики заболеваний полости рта.
  2. Ознакомиться с методами правильной чистки зубов.
  3. Разработать санитарный урок гигиены полости рта.
  4. Провести обследование с помощью методов оценки гигиены полости рта по индексу гигиены Федорова-Володкиной.

Актуальность проблемы

По данным ВОЗ 92% населения Земного шара не умеет чистить зубы.

Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%. Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта.

Отсутствие профилактических мероприятий в дошкольных и школьных учреждениях, отсутствие школьных стоматологических кабинетов ведет к возникновению заболеваний полости рта.

Научная статья

Введение. Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%. Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Материалы и методы. В рамках проекта был проведено обучение и тестирование учащихся вторых классов Центра образования №1430. Учащиеся в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему: «Здоровые зубы». Затем проведено обследование по индексу гигиены по Федорову-Володкиной . Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через две недели, а затем через месяц было проведено повторное обследование. Для работы использовался анализ социологический, технический, медицинской и научной литературы по диагностике и лечению заболеваний полости рта с использованием математического и социалогического методов.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1) стоматологическое просвещение населения;

2) обучение правилам рационального питания;

3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4) эндогенное использование препаратов фтора;

5) применение средств местной профилактики;

6) вторичная профилактика (санация полости рта).

Методы стоматологического просвещения – это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными.
Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток – отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка.

Обучение правилам рационального питания. Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания:

Высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара;

Увеличение частоты приема пищи;

Уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»;

Уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта. Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 45º к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов.

Флюсы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием.

В последнее время широко используют лечебно-профилактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).

Жевательная резинка – средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Вывод. При отсутствии программ профилактики на популяционном уровне относительно невысокая поражаемость зубов кариесом и легкая степень заболевания пародонта у детей и подростков переходит у взрослых в достаточно тяжелую форму, что, в свою очередь, приводит к увеличению потребности в терапевтическом, хирургическом и ортопедическом лечении.

Практическая часть

  1. Тема обучения профилактике стоматологических заболеваний актуальна для учащихся школ. По данной тематике был произведен полный информационный обзор, как библиотечного материала, так и Интернет материалов. Изучены достижения и перспективы. Самые интересные, с нашей точки зрения, аспекты представлены в мультимедийном обучающем пособии.

Обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» создано в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, картинок, видео. Данное пособие может использоваться для профилактики и обучению навыкам гигиены полости рта.

  1. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта. План и ход урока представлен в приложении 1.
  2. Д ля учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему «Здоровые зубы».
  3. Проведено обследование учащихся в группе наблюдения и в группе сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкино й. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через две недели было проведено повторное обследование. В качестве теста гигиенической очистки зубов используют окраску губной поверхности шести нижних передних зубов йод-йодидно-калиевым раствором (калия йодид – 2 г; йод кристаллический – 1 г; вода дистиллированная – 40 мл).

Количественную оценку производят по пятибалльной системе:

окрашивание всей поверхности коронки зуба – 5 баллов;

окрашивание 3/4 поверхности коронки зуба – 4 балла;

окрашивание 1/2 поверхности коронки зуба – 3 балла;

окрашивание 1/4 поверхности коронки зуба – 2 балла;

отсутствие окрашивания поверхности коронки зуба – 1 балл.

Разделив сумму баллов на число обследованных зубов, получают показатель гигиены полости рта (индекс гигиены – ИГ).

Расчет производят по формуле:

ИГ= Ки (сумма оценок каждого зуба) / n

где: ИГ – общий индекс очистки; Ки – гигиенический индекс очистки одного зуба;

n – число обследованных зубов [обычно 6].

Качество гигиены полости рта оценивают следующим образом:

хороший ИГ – 1,1 – 1,5 балла;

удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла;

неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла;

плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла;

очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов.

При регулярном и правильном уходе за полостью рта индекс гигиены в пределах 1,1–1,6 баллов; значение ИГ 2,6 и более баллов свидетельствует об отсутствии регулярного ухода за зубами.

Рис.1. Определение индекса гигиены по Федорову-Володкиной.

Результаты обследования, проводимые после проведения урока «Здоровые зубы» показал, что хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 2 учащихся. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 5 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 13 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 4 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 3 ребят. (Рис. 2)

Рис.2. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе наблюдения сразу после проведения санитарного урока.

В группе сравнения в день проведения санитарного урока было также проведено обследование учащихся. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 1 человека. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 5 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 11 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 8 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 2 ребят. (Рис. 3).

Рис.3 . Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе сравнения в день проведения санитарного урока в группе наблюдения.

Через 2 недели после проведения санитарного урока «Здоровые зубы» было проведено повторное обследование учащихся в группе наблюдения. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 5 учащихся. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 11 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 11 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла и очень плохой ИГ не были выявлены ни у кого из ребят. (Рис. 4).

Рис.4. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе наблюдения через 2 недели.

Через 2 недели после проведения санитарного урока «Здоровые зубы» было проведено повторное обследование учащихся в группе сравнения. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 2 человек. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 6 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 7 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 8 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 4 ребят. (Рис. 5).

Рис.5. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе сравнения через 2 недели.

Выводы. В результате проведения обследования можно утверждать, что дети в группе сравнения и в группе наблюдения не умеют правильно чистить зубы. В среднем у ребят зафиксирована плохая оценка гигиены полости рта.

После проведения санитарного урока «Здоровые зубы» учащиеся группы наблюдения научились (не все!) правильно чистить зубы. Хотя есть дети с неудовлетворительным ИГ, но плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла и очень плохой ИГ не были выявлены ни у кого из ребят.

Выводы и заключение

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей среди младшего школьного возраста достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта.

Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.

Список литературы

  1. Стоматология детского возраста под редакцией Т.Ф. Виноградовой. Москва, 1987.
  2. Руководство по терапевтической стоматологии под редакцией А.И. Евдокимова. Москва, 1967.
  3. Бажанов Н.Н. Стоматология. Москва, 1984.
  4. Рыбаков А.И., Платонов Е.Е. Терапевтическая стоматология. Москва, 1968.
  5. Рожновской А.В. Профилактика стоматологических заболеваний у детей. 2007.
  6. www.rusmg.ru.
  7. www.stomatolog-24.narod.ru.

Приложение 1. План и ход санитарного урока «Здоровые зубы».

Тема урока: Здоровые зубы.

Цели урока:

Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.

Развитие познавательных интересов, навыков гигиены полости рта, самоконтроля.

Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения

Задачи урока:

  1. Рассказать учащимся о строении зуба;
  2. показать учащимся значение правильного ухода за зубами для здоровья, рассказать о роли пищи для сохранения зубов здоровыми, о пище, вредной для здоровья зубов.

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор,
компьютеры, тест.

План урока:

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Первичное закрепление изученного материала

Итог.

Домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент

Приветствие, объяснение хода урока. Постановка целей и задач для учащихся.

Объяснение нового материала. На доске нет темы урока.

Просмотр презентации к уроку.

[Слайд 1]. Сейчас нам предстоит разгадать загадку, а разгадав ее узнаем ключевое слово, это и будет тема урока.

Ребята, а у вас болели зубы?

[Слайд 2].Просмотр фрагмента мультфильма: «Храбрая птичка Тари».

[Слайд 3] Ребята. Какие сказки вы знаете, в которых у главного героя болят зубы?

Стихотворение Б.П.Корнилова (отрывок).

После просмотра мультфильма проводится краткая беседа о том, что дети знают об уходе за зубами, умеют ли они ухаживать за зубами, о пище, которая полезна или вредна для зубов.

[Слайд 5]. Строение зуба.

[Слайд 6]. Индивидуальная гигиена.

– это тщательное ежедневное удаление с поверхности зубов и десен зубных отложений с помощью различных средств гигиены. Зубы нужно чистить не менее 3 минут 2 раза в день – утром и вечером.

[Слайд 7]. Правильная чистка зубов.

Зубы необходимо чистить после каждого приема пищи. По данным Всемирной организации здравоохранения 92% населения Земли не умеет чистить зубы.

[Слайд 8]. Зубные пасты.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторидсодержащие зубные пасты. Фториды увеличивают устойчивость зубов к кислотам, которые образуются после приема пищи. Эти пасты рекомендуются детям и взрослым для профилактики кариеса зубов.

Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют процессу формирования эмали зубов. Регулярный массаж десен активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение в тканях десны.

[Слайд 9]. Всем ребятам следует помнить, что для поддержания стоматологического здоровья и предупреждения стоматологических заболеваний необходимы:

  1. эффективная гигиена полости рта;
  2. ограничение потребления сахарсодержащих продуктов;
  3. использование фторидов;
  4. регулярное посещение стоматолога.

Подведение общего итога урока. Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:

Домашнее задание. Подводятся итоги. Повторяются правила ухода за зубами.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Файл из раздела Детская стоматология. Скачать бесплатно по прямой ссылке.

Pptx - презентация microsoft office powerpoint 2007
Ppt - презентация microsoft powerpoint
Список презентаций:
A.r.t. Метод.pptx
Art методика печения кариеса зубов.ppt
Rocs пасты.ppt
Абсцесс и флегмона дна полости рта и корня.ppt абсцессы и флегмоны головы и шеи.ppt
Аллергические заболевания слизистой оболочки полости рта у детей.ppt анатомо-физиологические особенности периодонта у детей различного возраста 2.ppt анатомо-физиологические особенности строения и развития зубов у детей, pptx анемия, ppt
Аномалии зубных рядов.ppt аномалии зубов.pptx аномалии отдельных зубов.ppt аномалии.ppt
Болезни зубов, (пульпит и кариес).ppt
Болезни зубов.ppt
Болезни зубов.pptx
Болезни крови у детей.ppt
Болезни пародонта у детей.ppt
Болезни пародонта.pptx
Болезни слизистых - стоматит, гингивит.ppt
Введение в курс профилактики, понятие о стоматологической заболеваемости населения..ppt
Виды и некоторые аспекты профилактики кариеса у детей.ppt
Герметизация фиссур 2.ppt
Герметизация фиссур интактных зубов.ppt
Герметизация фиссур.ppt
Герметики в стоматологии.pptx
Герметики, ppt
Гипоплазия эмали зубов.ppt
Гипоплазия эмали.ppt
Глубокая резцовая окклюзия.ppt
Глубокая резцовая окклюзия.pptx
Групповая профилактика кариеса.ppt
Девитализ. Пасты.ppt
Депофорез.ррt
Диастема.pptx
Диета для зубов.ppt
Дистальная окклюзия 2.ppt
Дистальная окклюзия 2.ppt
Дистальная окклюзия.ppt
Дополнительные методы обследования сопр для диагностики патологии.ppt дополнительные предметы гигиены полости рта.ppt жевательная резинка 2.ppt жевательная резинка.ppt заболевания пульпы у детей.ppt
Зубное протезирование у детей (детское зубное протезирование.ppt зубные отложения.ppt зубные пасты..ppt зубные щетки..ppt
Зубочелюстные аномалии.ppt
Зубочелюстные аномалии и деформации 2. Ppt
Изменение слизистой оболочки полости рта при аллергических поражениях.ppt изменение слизистой оболочки полости рта при заболеваниях дыхательной.ppt импрегнационные методы пломбирования корневых каналов в детской стоматологии.ppt как правильно чистить зубы!.ppt кариес 2. Ppt
Кариес молочных зубов.ppt
Кариес, пульпит, лечение, диагностика.ppt
Кариес, pptx
Классификации зубочелюстных аномалий, ppt
Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний.ppt
Композиты светового отверждения.ppt
Komnomepbi.ppt
Культура потребления углеводов, роль углеводов в развитии кариеса..ppt
Культура потребления углеводов. Ppt
Лечение кариеса зубов в детском возрасте.ppt
Лечение периодонтитов временных зубов 1.ppt
Лечение периодонтитов временных и постоянных зубов у детей.ppt
Лечение пульпитов.ppt
Материалы применяемые при лечении пульпита временных и постоянных зубов у детей.ppt
Межзубные стимуляторы, ирригаторы.ppt
Мезиальная окклюзия зубных рядов.ppt
Методы выявления кариесогенной ситуации полости рта.ppt
Методы и средства первичной профилактики кариеса зубов, экзогенная профилактика кариес, методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций.ppt
Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций.ppt
Методы лечения в ортодонтии (129 слайдов).ppt
Методы лечения пульпита у детей.ppt
Методы лечения пульпита.ppt
Методы чистки зубов.ppt
Морская капуста.ppt
Морфологическая и функциональная характеристика периодов развития прикуса ребенка.ppt
Наследственные нарушения развития зубов.ppt
Несъёмные аппараты механического действия (активные).ppt
Новые пломбировачные материалы, ppt
Обследование ребенка и профилактические рекомендации.ppt опасность связаная с фторированием воды.ppt основные принципы диагностики и лечения 34a.ppt
Особенности гигиены полости рта при хроническом катаральном гингивите.ppt
Особенности проведения профилактических мероприятий в очаге эндемического флюороза.ppt
Особенности развития челюстей и зубов у детей,.ppt
Ошибки и осложнения при аппаратурном лечении в ортодонтии.ppt
Ошибки в эндодонтии.рр!
Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении.ppt
Перекрестная окклюзия, этиология, клиническая картина, диагностика, лечение..ppt периодонтит временных и постоянных зубов у детей.ppt периодонтит, ppt периодонтиты. Ppt
План индивидуальной профилактики 2.ppt
План индивидуальной профилактики 2.pptx
План индивидуальной профилактики 3.ppt
План индивидуальной профилактики.ppt
План индивидуальной профилактики.pptx
Пломбировочные материалы химического отверждения.ppt
Поражения твердых тканей зубов.ppt
Предметы гигиены зубные щетки.ppt
Протезирование у детей.ppt
Профессиональная гигиена полости рта. Средства и методы удаления зуб. Отложений.ppt профилактика зчад2.рр1
Профилактика кариеса.ppt профилактика. ppt
Профилактические мероприятия в очаге эндемического флюороза..ppt
Профилактический осмотр 2.ppt
Профилактический осмотр ребенка -.ppt
Профилактический осмотр.ppt
Проявления вич-инфекции в полости рта.ppt
Пульпит 2. ppt
Пульпит, ppt
Пульпиты временных и постоянных зубов.ppt расщелина губы.ppt
Ретенционный период лечения зубочелюстных аномалий, ретенционные аппараты..ppt санитарно-просветительная работа в профилактике стоматологических заболеваний.ppt систематизация пломбировочных материалов.материалы для временных пломб..ppt am.ppt
Советы по уходу за зубами для беременных.ppt современные герметики.ppt
Современные методы лечения кариеса у детей раннего возраста.ppt современные эндодонтические инструменты..ppt состав и свойства коровьего молока!.ppt специализированные методы исследования в ортодонтии.ppt стоматиты, ppt
Стоматологический осмотр ребенка 2.ppt стоматологический осмотр ребенка.ppt травматология челюстно-лицевой области.ppt флюороз 2. Pptx флюороз, pptx
Эндодонтическая обработка при пульпитах у детей.ppt эндодонтические инструменты.ppt
Этиология, клиника, диагностика, лечение перекрестного прикуса.ppt
Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий зубнс х дуг..ppt
Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение.ppt
Этиология, патогенез воспалительных заболеваний тканей пародонта..ppt
Этиология, патогенез воспалительных заболеваний тканей пародонта.ppt

Cлайд 1

Санация полости рта у детей и ее роль в профилактике стоматологических заболеваний. Диспансеризация детского населения у стоматолога.

Cлайд 2

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА 1. Раннее своевременное выявление первых признаков заболевания в полости рта 2. Применение традиционных методов лечения заболеваний (терапевтических, хирургических) с целью предупреждения их прогрессирования.

Cлайд 3

Основные группы мероприятий вторичной профилактики 1. Общегосударственные: Санация полости рта детей и подростков Санация беременных женщин Диспансеризация детского населения 2. Индивидуальные: Регулярное снятие зубных отложений Лечение гингивита Лечение начальных форм кариеса Хирургические и ортодонтические мероприятия Физиолечение

Cлайд 4

Система санации – это регулярное проведение осмотров через определенное время и санация полости рта. Лечение всех зубов, пораженных кариесом и его осложнениями (постоянных и временных). Снятие над- и поддесневых зубных отложений. Замена нерациональных пломб Удаление разрушенных и не подлежащих лечению зубов и корней. Лечение заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта Выявление и лечение на ранних стадиях аномалий прикуса

Cлайд 5

В плановой санации должно быть охвачено все детское население. Санация проводится не реже 1 раза в год, проф.осмотры 2 раза в год. Санация должна включать весь комплекс мероприятий для каждого ребенка. Плановая санация сопровождается анализом заболеваемости, изучением динамики заболеваемости, учетом эффективности мероприятий. Гигиеническое воспитание детей, формирование у них навыков ухода за полостью рта.

Cлайд 6

Формы санации 1. Индивидуальная 2. Разовая 3. Плановая Методы санации 1. Централизованный 2. Децентрализованный

Cлайд 7

1. Централизованный Плюсы: Возможность проведения дополнительных методов обследования. Наличие младшего и среднего мед. персонала. Возможность проведения физиопроцедур Консультация врачей стоматологов других специальностей. Возможность удаления временных зубов Минусы: Необходимость сопровождения детей на санацию Отрыв школьников от учебы Ребенок устает, ожидая приема

Cлайд 8

Децентрализованный Плюсы: 100% охват санации Учащиеся не отрываются от занятий Нет необходимости в транспортировки детей и их сопровождение Врач не ограничен по времени Есть возможность проводить санитарно-просветительную работу Минусы: Нет возможности проведения дополнительных методов обследования и физиопроцедур Невозможность проведения удалений Нет возможности консультаций других специалистов Возможно недостаточное оснащение.

Cлайд 9

Документация 1. Карта санации, форма №267 Анамнез жизни, состояние здоровья ребенка, состояние гигиены полости рта, заполняет зубную формулу. 2. Журнал учета работы врача-стоматолога Ежедневный учет работы 3. Ежемесячный отчет работы врача-стоматолога

Cлайд 10

Количественные показатели санации 1. Процент детей, нуждающихся в санации из числа обследованных 2. Количество отсутствующих зубов на 1000 детей 3. Охват санации: кол-во санированных /кол-во нуждающихся в санации x 100% 4. Охват санации больных с неосложненным кариесом 5. Охват санации больных с осложненным кариесом, вылеченном в одно посещение. 6. Количество случаев осложненного кариеса во временных зубах, постоянных зубах на 1000 детей 7. Количество УЕТ, выполняемых врачом за день

Cлайд 11

Качественные показатели санации 1. Продолжительность лечения 2. Своевременность лечения 3. Полнота лечения 4. Исходы лечения

Cлайд 12

Диспансеризация- метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий комплекс оздоровительных мероприятий Это метод динамического наблюдения за состоянием здоровья практически здорового населения и больных хроническими заболеваниями

Cлайд 13

Диспансеризация детей первых 3 лет жизни. 1. Здоровые дети. 2. Здоровые дети, но имеющие факторы риска в возникновении кариеса. 3. Дети, имеющие пороки развития тканей зуба: гипоплазия, кариес зубов, сформированные к 3 годам нарушения прикуса.

Cлайд 14

Дошкольники и школьники 1. здоровые дети, не имеющие кариеса зубов и факторов риска его развития 2. здоровые дети с факторами риска развития кариеса 3. дети, имеющие поражение твердых тканей зубов, имеющие кариес, факторы риска его развития, КПУ=1-4 4. наличие кариеса, наличие факторов риска кариеса, КПУ=5-7 5. наличие кариеса, его осложнений, КПУ>8 Поражение кариесом иммунных зон, присутствие очагов деминерализации, прирост кариеса в год 3 и более

Профилактика стоматологических заболеваний у детей в возрасте от 6 до 12 лет Работу выполнил: студент 4 курса стоматологического факультета Сафарян Д.А. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. Сеченова


Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний. Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания


Методы профилактики основных стоматологических заболеваний: Стоматологическое просвещение населения Обучение правилам рационального питания; Обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта; Эндогенное использование препаратов фтора; Применение средств местной профилактики;


Методы стоматологического просвещения Беседы Лекции Семинары Уроки здоровья Игры и т.д. Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия. Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток – отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом. Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная. Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка. понимание => убеждение => навык => привычка.">


Общая характеристика периода от 6 до 12 лет Продолжается прорезывание постоянных зубов и замена молочных. Это состояние называется "сменным" прикусом. У уже прорезавшихся зубов заканчивается (полностью к 14 годам) формирование корней (т.е. вначале они не сформированы, и зуб уже есть «на улице», а корень его в челюсти только продолжает свое формирование и через какое-то время закрывается его верхушка). Окончательно формируется и приобретает постоянный размер верхнечелюстная пазуха, т.к. в более раннем возрасте ее развитию "мешают" находящиеся в челюсти зачатки постоянных зубов. Уплотняется структура костной ткани челюстей.


Типичные проблемы и симптомы периода Характерными проблемами данного возраста являются увеличение кариозных зубов за счет еще более плохой гигиены (дети идут в школу, им становится некогда качественно это делать по утрам, снижается и контроль со стороны родителей - детей школьного возраста уже принято считать самостоятельными).


Типичные проблемы и симптомы периода Очень характерными в этом возрасте становятся и травмы: отломы коронок постоянных резцов (возможно при посещении спортивных секций либо во время самостоятельных прогулок на зимних горках). Сложности этих травм состоят в том, что при отломе коронки зуба часто обнажается пульпа зуба (сосудисто- нервный пучок внутри эмали и дентина), а удалить "нерв" и запломбировать канал в ряде случаев не представляется возможным, так как корень зуба еще не сформирован (не закрыта его верхушка в челюсти, и он представляет собой раструб, как бы открытую воронку, а не закрытый конус как у взрослых). Поэтому лечение таких зубов проводится под длительным и постоянным наблюдением, требует бережного контроля, врачи как бы доращивают корень зуба, и только потом при необходимости пломбируют канал.


Типичные проблемы и симптомы периода Сформировываются патологии прикуса (сосание карандаша или ручки во рту во время учебы), открытый прикус (дети идут в школу, увеличивается нагрузка на иммунитет, учащаются простудные заболевания, как возможный результат невылеченных насморков – аденоиды и, соответственно, преимущественно ротовое дыхание, и в результате патологии прикуса). Если постоянные жевательные зубы не были герметизированы, то следующий за кариесом воспалительный процесс в пульпе (пульпит) также представляет сложность в лечении по причине несформированных еще корней (только жевательные зубы - это уже многокорневые зубы, т.е. еще более сложные в лечении при несформированных корнях в данном возрасте). Корни 6-х зубов окончательно формируются, как правило, к годам, корни резцов к 8-10 годам.


Обучение правилам рационального питания Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания. Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зубов. Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания: - высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара; - увеличение частоты приема пищи; - уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»; - уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.


Пасты и гели для чистки зубов зубные порошки ополаскиватели полости рта жевательные резинки, не содержащие сахара зубные щетки приспособления для очищения языка межзубные щетки (ершики) зубные нити зубочистки межзубные стимуляторы ирригаторы полости рта средства для ухода за съемными ортопедическими и ортодонтическими конструкциями красители для самостоятельного выявления зубных отложений Межзубные ершики, зубные нити, зубочистки, межзубные стимуляторы и однопучковые специальные зубные щетки можно объединить в группу интердентальных средств гигиены полости рта Средства для индивидуального ухода за полостью рта включают:


Зубная паста это комбинации абразивного материала и отдушки, связанных между собой в когезионную массу; с помощью зубной щетки она используется для чистки доступных поверхностей зубов. Основными компонентами зубной пасты являются: абразивные (соскабливающие) гелеобразующие и пенообразующие вещества красители отдушки и вещества, улучшающие вкусовые качества активные реагенты, обеспечивающие лечебно-профилактические свойства пасты Зубные пасты


Фторидсодержащие зубные пасты Зубные пасты Эльмекс-гель, содержащий мг/кг олафура, рекомендуется для использования один раз в неделю детьми в возрасте от 6 лет и старше с повышенным риском возникновения кариеса зубов под наблюдением взрослых. Применение геля показано также при использовании ортодонтических аппаратов. Гель, как и паста, используется для чистки зубов в течение 2 мин. Дети не должны проглатывать гель. После чистки следует прополоскать рот водопроводной водой.


Фторидсодержащие зубные пасты Эффективность фторидсодержащих паст зависит от содержания в них фторида. Противокариозный эффект зубной пасты, усиливается при увеличении концентрации фторида до 2500 мг/кг. Увеличение содержания фторида на каждые 500 мг/кг противокариозный эффект возрастает на 6%. Противокариозное действие пасты начинается при содержании в ней 250 мг/кг F -. Европейской комиссией установлен предел для концентрации фторида, который не должен превышать 1500 мг/кг. Для профессионального местного использования фторида в стоматологии выпускаются гели с содержанием мг/кг F -. Зубные пасты


Зубные пасты для детей Требования, предъявляемые к детским зубным пастам, следующие: Низкая абразивность. Для временных зубов и только что прорезавшихся постоянных зубов, а также при пониженной кислоторезистентности эмали оптимально использование гелевых паст. Значение RDA для детских паст не должно превышать SO. Отсутствие вкусовых добавок, способных вызвать желание ребенка есть пасту или приучить его к сладкому вкусу. Предпочтительно использование нейтральных, мятных или фруктовых ароматизаторов, которые не вызывают неприятия у ребенка. Привлекательный внешний вид и удобная для использования ребенком упаковка.


Зубные пасты для детей Зубные пасты для детей 7-12 лет: Blend-a-med (Junior Gel) (NaF, фосфаты); Colgate junior (0,15 % NaF 680 ч/млн F -); Colgate junior super star (0,76 % Na 2 PO 3 F 1000 ч/млн F -); My first Colgate (NaF); Dental dream for children (0,5 % Na 2 PO 3 F 660 ч/млн F -, кальция лактат); Four Fruit (Na 2 PO 3 F, NaF); Mildfresh junior (0,76 % Na 2 PO 3 F ч/млн F -); Sanino Junior (Na 2 PО 3 F); Новый жемчуг Юниор 7-12 лет (0,76 % Na 2 PO 3 F 1000 ч/млн F -, масло чайного дерева); Детский жемчуг комплекс (Na 2 PO 3 F 500 ч/млн F -, кальция глицерофосфат); Каримед детский (NaF, кальция глюконат); Продент для подростков (NaF + Na 2 PО 3 F).


Зубные пасты для детей При использовании зубных паст детьми, особенно в период обучения чистке зубов, необходим контроль со стороны родителей. Известно, что антибактериальное и реминерализирующее действие зубных паст осуществляется, когда паста находится во рту не менее 23 мин, что требует тщательной чистки зубов.




Подушечка для чистки языка!!! Маленькая овальная головка щетки с окантовкой из мягкого материала Зона нанесения зубной пасты Многоуровневые щетинки Нескользкая, мягкая, объемная ручка с изгибом для большого пальца Зубная щетка для ухода за ротовой полостью детей старше 5 лет, у которых все еже остаются молочные и уже появились постоянные зубы. Для эффективной чистки зубов смешанного расположения и очистки языка Для приучения детей к правильной гигиене ротовой полости Для защиты десен Для нанесения рекомендованного количества зубной пасты Для более удобной и эффективной чистки зубов Для удобства и комфорта во время чистки зубов Colgate Smiles 5+ Colgate Smiles 5+






Растворы для полоскания полости рта Для ежедневных полосканий применяют 0,05%, а для еженедельных 0,20% раствор фторида натрия. Растворы для полосканий рекомендуются как для индивидуального использования, так и в группах детей в школьных классах. Растворы для полоскания полости рта принято делить на две группы растворы, содержащие противомикробные средства первого и второго поколений. Большинство из выпускаемых в настоящее время растворов принадлежит к первому поколению, поскольку их активные компоненты способны блокировать рост микроорганизмов в течение всего лишь 30 мин, а некоторые из них действуют даже меньше 30 мин.


Зубные щетки В настоящее время в продаже имеется множество моделей зубных щеток, отличающихся между собой по размеру и форме рабочей головки, длине и типу эластичных ворсинок, соотношения утла головки щетки по отношении к ее ручке и т.д. Различия в дизайне зубных щеток, а также химический состав и расположение ворсинок и их пучков послужили предметом многочисленных исследований и публикаций на тему выбора оптимального образца зубной щетки. литературе доминирует положение о том, что округленные на конце ворсинки щетки должны быть мягкими, сделанными из нейлона, и собраны в пучок на короткой головке. Каждая зубная щетка состоит из ручки и рабочей части-головки с посаженными в нее кустиками щетинок. В последнее время для изготовления щеток используется синтетическое волокно (нейлон, сетрон, перлон, дерлон, полиуретан и др.).


Зубные щетки Существует 4 степени жесткости зубных щеток: жесткие, средней жесткости, мягкие и очень мягкие. Исключение составляют детские зубные щетки, которые изготавливаются из мягкой и очень мягкой щетины. Наиболее эффективны щетки средней жесткости и мягкие, так как их щетинки, будучи более гибкими, очищают десневую бороздку и лучше проникают в межзубные промежутки. Очень мягкие щетки рекомендуется использовать в период лечения заболеваний пародонта, когда состояние десны не позволяет проводить энергичную чистку зубов. При нормальном состоянии зубов и пародонта рекомендуется использовать щетки средней жесткости и мягкие.


Зубные щетки Для детей до 12 лет рекомендуются мягкие щетки с рабочей головкой до 25 мм. Важно следить родителям за состоянием щетки. В зависимости от ее качества щетка может использоваться для чисток зубов, т.е. в течение 2 мес (Marthaler T.M., 1988; 1990). А – 3 ряда пучковБ – 4 ряда пучков Размеры и количество пучков ворсинок зубных щеток для детей в возрасте от 2 до 12 лет (А) и в возрасте старше 12 лет (Б)


Зубные щетки При выборе зубной щетки следует руководствоваться следующими основными правилами (Marthaler T.M., 1990) : щетка должна иметь удобную ручку и не вращаться во время чистки конструкция щетки не должна определять ее движения щетка не должна способствовать горизонтальным движениям; (г) щетка должна соответствовать возрасту человека


Уход за полостью рта с использованием зубной щетки компании (2 раза в день после еды чистите зубы не менее 2 мин, язык – 10 с) Внешнюю поверхность зубов очищают выметающими движениями в направлении от десны к краю зуба. Головку щетки располагают под углом в 45 0 к очищаемой поверхности Внутреннюю поверхность задних (жевательных) зубов следует очищать круговыми движениями, передних зубов – короткими вертикальными движениями Жевательную поверхность зубов чистят, перемещая щетку вперед-назад. Более высокая щетина на кончике щетки обеспечивает лучший доступ к задним зуба Для очищения языка используется уникальная подушечка на обратной стороне головки щетки, позволяющая удалить бактерии, вызывающие появление неприятного запаха изо рта


Методы чистки зубов Методы чистки зубов, рекомендованные многими авторами, отличаются между собой по характеру движения зубной щетки по поверхности зубов, а именно вертикальные, горизонтальные, круговые, вибрирующие и выметающие. Детальный анализ имеющихся данных литературы свидетельствует о существенных разногласиях авторов в оценке их эффективности, за исключением круговой методметод Басc Методы чистки зубов кругового и Басс-метода, которые признаются большинством исследователей как наиболее эффективные для полноценного удаления зубного налета. Зубная щетка под углом 45° по отношению к длинной оси зуба круговыми выметающими движениями освобождает поверхность зуба от зубного налета.




Зубные нити флоссы Основные цели применения нитей тщательное удаление налета с труднодоступных боковых поверхностей, а также удаление остатков пищи, застревающих между зубами. Применяют вощеную и невощеную нить, круглую и плоскую, независимо от этого при правильном пользовании нитью эффективность очистки одинаковая. Плоская и вощеная нить более удобна, так как она легче проходит сквозь контактные точки, не рвется и охватывает большую поверхность зуба. С этой целью можно использовать шелковую или суровую нить.






Силанты (герметики) для фиссур эмали Следующим этапом профилактического лечения после пломбирования активных кариозных поражений является покрытие (запечатывание) фиссур и ямок силантами, представляющими собой пластичный материал, выполняющий функции физического барьера для кариесогенных бактерий. Силанты могут остановить кариозный процесс на ранних стадиях его развития. Методика применения силантов довольна проста, однако требует тщательного выполнения инструкции производителя и особенно по предотвращению попадания влаги в операционное поле.


Фтористый лак В настоящее время на рынке доминируют фтористые лаки Duraphat, Duraflor, Fluor Protector, Cavity Shield (фирмы Colgate Oral Pharmaceuticals; Pharmascience, Montreal, Canada; Ivoclar/Vivadent и OMNII Oral Pharmaceuticals соответственно). Duraphat, Duraflor и OMNII содержат в своем составе 5% фторида натрия, a Fluor Protector 0,1% фторида натрия.


Подкисленные фосфатом гели фторида натрия Аппликации подкисленных гелей необходимо проводить с особой осторожностью, предупреждает возможность его проглатывания, и в этой связи Комитет экспертов ВОЗ по стоматологии рекомендовал руководствоваться следующими правилами: количество геля, помещаемого в назубную каппу, не должно превышать 2 мл или 40% от ее объема для аппликации отдельных зубов в индивидуально изготовленные каппах следует использовать не более 5-10 капель геля пациент должен находиться в кресле в сидячем положении, а его голова слегка наклонена вперед следует постоянно использовать слюноотсос во время аппликации геля на зубы керамические коронки и элементы протезов необходимо покрывать вазелином удалить остатки слюны с помощью слюноотсоса по завершении аппликации длительность аппликации должна составлять не более 4 мин, после аппликаций пациенту не рекомендуется принимать пищу в течение 30 мин. При активном течении кариеса рекомендуется повторять аппликации геля каждые полгода не оставлять пациента без присмотра во время аппликации хранить гель в недоступном для посторонних месте


Патогенетическая профилактика Реминерализующая терапия «Ремодент» «Остеовит» «Вита» Реминерализующие кальций-фосфатсодержащие гели Реминерализующие растворы, получаемые диализом раствора солей через полупроницаемые мембраны Фторпрофилактика Редукция кариеса Полоскания 0,02-0,20% растворами фторидов40% Аппликации 1-2% расвторами и гелями фтора53% Чистка зубов фторсодержащими пастами16-30% Электрофоретическое введение фторидов29% Фтористые лаки40-45% Изоляция фиссур зубовДо 90% Глубокое фторирование по Кнаппвосту95%






Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов Метод аппликации фтористых гелей Необходимо принять все меры для минимального заглатывания геля пациентом. Ограничить количество геля до 2 мл, что составляет приблизи­тельно 40% объема индивидуальной ложки. Ограничить количество геля, помещаемого на губку, до 5-10 капель. Посадить пациента в сидячее положение с наклоненной вперед головой. Использовать слюноотсос в течение всей процедуры. После процедуры пациент должен сплевывать слюну или держать слюноотсос 30 секунд. Держите контейнер с гелем вдали от пациента. Не оставляйте пациента одного. Продолжительность процедуры не должна превышать четыре минуты.


Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов Самостоятельно используемые гели Необходимо принять все меры для минимального заглатывания геля пациентом. ФТОРИСТЫЕ ГЕЛИ Концентрация F - Использование самостоятельное использование (ppm) профессиональное применение (12300 ppm) 2 раза в год профессиональные процедуры 1 раза в неделю домашнее использование


Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов Фтористые лаки Лаки наносятся на зубы кисточкой или с помощью специального шприца. Эффективность лаков подтверждена в коммунальных программах профилактики кариеса зубов. В последнее время использование фторлаков как альтернативного метода профилактики кариеса зубов увеличивается в связи с небольшой трудоемкостью для персонала и небольшой затратой времени для пациента. Применение фторлаков рекомендуется 2-3 раза в год у пациентов, находящихся под риском возникновения кариеса. Противопоказаний нет.


Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов ПОЛОСКАНИЯ РАСТВОРАМИ ФТОРИДОВ Ежедневно Еженедельно 0,05% раствор фторида натрия (230 ppm) хранить в местах, недоступных для детей 0,2% раствор фторида натрия (900 ppm) (или 2 раза в неделю) не рекомендуется детям до 6 лет ВОЗ, 1994


ФТОРСОДЕРЖАЩИЕ ЗУБНЫЕ ПАСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Фториды фторид натрия монофлюорофосфат натрия аминофторид Эффективность Дозы фтора Использование Качество 2500 ppm - опасны 25% при чистке зубов всю жизнь детивзрослые При использовании с очень раннего возраста возможны легкие формы флюороза зубов Не рекомендуется



Жевательная резинка не воздействует непосредственно на кариесогенные факторы микроорганизмы зубного налета субстрат (углеводы пищи) дефицит фтора за исключением F-содержащих Жевательная резинка стимулирует секрецию слюны минеральные вещества микроэлементы буферные свойства бактерицидные свойства удаление остатков пищи Тактика стоматолога в отношении широко распространенной среди населения привычки жевания резинок