Интервью с тибетским доктором ринченом тензином. Важно! Для тех, кто собирается на приём к тибетскому доктору

В соответствии с принципами тибетской медицины, каждый пациент должен определенным образом подготовиться перед визитом к доктору.

Эта подготовка крайне важна для более точной постановки диагноза и для более успешного лечения методами и средствами тибетской медицины. Западная медицина опирается на инструментальные методы обследования и от пациента обычно не требуется столь тщательной подготовки.

В тибетской медицине диагностика осуществляется органами чувств врача в силу его кармической связи с пациентом. Это накладывает некоторые обязательства, как на пациента, так и на доктора.

Обычно консультация у тибетского доктора занимает 20-30 мин., и очень важно использовать это драгоценное время с максимальной пользой.


  • Не сравнивайте тибетскую медицину с западной. Это совершенно различные системы, которые должны рассматриваться только в соответствующих культурно-исторических контекстах.
  • Прочитайте книги или материалы о тибетской медицине на сайте w.w.w.сайт для того, чтобы иметь хотя бы общее представление об этой системе. По крайне мере, постарайтесь понять смысл таких терминов, как «жар и холод», "ветер", "желчь" и "слизь".
  • Не воспринимайте тибетского доктора как некоего магического чудотворца и не ожидайте, что все ваши проблемы будут немедленно устранены. Лечитесь вы, а врач лишь помогает вам стать здоровым.

Подготовка за день до приема

  • Соблюдайте умеренность во всем, что касается питания, поведения и образа жизни. Это необходимо для того, чтобы внутренние элементы тела, а также ветер, желчь и слизь, находились в сбалансированном состоянии и не влияли на точность диагностики.
  • Не принимайте витамины, не употребляйте в пищу свеклу, морковь, фрукты и другие красящие продукты, которые способны влиять на цвет мочи.
  • Не употребляйте в большом количестве мясо, масло, не пейте алкоголь, крепкий чай и кофе, не ешьте «нечистую пищу» (лук, чеснок, черемша); не занимайтесь сексом; воздержитесь от занятий спортом и другими видами деятельности, которые связаны со значительными физическими или умственными нагрузками. Не следует слишком много разговаривать, спорить или ссориться. Постарайтесь хорошо выспаться.

Подготовка в день приема


  • Не принимайте утром горячий душ или ванну, а также контрастный душ. Не очищайте свой язык. Женщинам не красить губы и ногти.
  • После сна помочитесь в чистую без наклеек стеклянную банку (примерно 100-200 мл) своей утренней мочой. Не наполняйте сосуд сразу, важно, чтобы в нем оказалась ваша средняя и остаточная часть мочи.
  • Постарайтесь внутренне сформулировать свои проблемы в сжатой форме и сконцентрироваться на предстоящим приеме.
  • Приходите на прием точно в назначенное время. Постарайтесь не ссылаться на автомобильные пробки на дорогах и пользуйтесь услугами метро.
  • Обычно тибетские доктора интересуются лишь симптомами заболевания и не просят каких-либо документарных подтверждений в виде справок и т.п., составленных западными медиками, однако, на всякий случай, вы можете взять с собой такие диагностические материалы.
  • Обязательно сообщите тибетскому доктору о тех лекарствах, которые вы регулярно принимаете.

Иногда тибетские доктора сразу назначают длительный курс лечения, например, на два-три месяца. В этом случае обязательно поинтересуйтесь, как вы можете связаться с доктором в течение этого периода. Дело в том, что лекарства могут существенно изменить ваше состояние, и вам срочно потребуется консультация.

Также если Вы упустили, что-либо сообщить врача во время приема или же у Вас возникли дополнительные вопросы, то звоните по телефону от 19 до 21 часа или свяжитесь по эл.почте: karatuev@сайт

Буддийские тексты рекомендуют воспринимать полученное от тибетского доктора лекарство, как драгоценность. В идеале вы должны представлять доктора в облике Будды Медицины, который дает вам драгоценность, способную исцелить от всех недугов, в том числе и ваших.

Желательно вести записи тех изменений в вашем самочувствии, которые произошли во время и после приема лекарств. Это может оказаться полезным для доктора.

Если вы простудились, загрипповали или с вами случилось какое-либо острое расстройство, то отмените прием назначенных лекарств и сообщите об этом врачу.


Доктор Пунцог Вангмо, руководит отделением тибетской медицины в Институте Shang Shung в США и считает свой основной миссией распространение уникального наследия тибетской медицины во всём мире.
1. Слушайте ритмы своего тела. Наш организм можно сравнить с автомобилем: в юности мы можем развивать невероятную скорость, постоянно нажимая на газ. Однако, если мы не поменяем отношение к своему здоровью, то механизм может просто сломаться. Молодые люди часто не осведомлены о последствиях неправильного питания, поведения. Сейчас многие сидят за компьютером до утра, подвергаются воздействию информационного мусора.
Всё это приводит к тому, что, когда тело наконец засыпает, ум все еще напряжен, он никак не может расслабиться. У человека развивается сильное чувство привязанности, наш ум постоянно что-то ищет, он никак не может стать наполненным. Ну, например, если такой человек чувствует, что жарко, то он обязательно будет искать холод, почувствовав холод, станет искать жару и т.п. Никогда такой человек не скажет, что наконец-то ему хорошо, и он чувствует удовлетворенность. Тибетская медицина предлагает с детства обращать внимание на стиль жизни и питание.
2. В холодное время года одевайтесь теплее. Думаю, для русских женщин очень важный момент – это достаточно тёплая одежда. У многих пациенток, которые обращаются ко мне в России, из-за переохлаждения появляются проблемы с почками и репродуктивной системой. Причина – в стремлении одеваться легко даже в зимние месяцы и употребление холодных напитков.
А если вы ещё и часто едите продукты, которые имеют холодную природу (например, картофель и гречка), то тибетский доктор скорее всего заметит у вас расстройство энергии ветра. Это проявляется в повышенной нервозности, неспособности сосредоточиться, бессоннице, нестабильных эмоциях, болях в пояснице и нижней части живота из-за нарушения кровоснабжения.
3. Создавайте счастье из мелочей. Когда я только приехала на Запад, ко мне на приём приходили красивые молодые женщины и жаловались на депрессию, бессонницу, проблемы, плохое самочувствие. Поначалу я не могла понять: как это возможно? Мне даже казалось, что я неправильно их понимаю или что они надо мной смеются. Ведь у этих женщин комфортная, спокойная жизнь. Их семьям хватает еды, их страна не находится в зоне боевых действий, у них есть крыша над головой и тепло в домах, так о каких же проблемах они говорят? Только со временем я осознала, что проблемы у женщин в западных странах действительно есть… Чем больше у человека вещей, тем больше причин для волнений… Тибетская медицина предлагает каждый день помнить о том, что означает человеческая жизнь, в чём истинные ценности. Жизнь – это не один вкус, жизнь – а целый коктейль. В Тибете мы говорим: даже у короля птиц, который летает очень высоко, есть тень, и она всегда с ним, куда бы он ни полетел. Наше сознание всегда с нами. Как только вы осознаете ценность жизни, вы перестаёте участвовать в безумной гонке, где вы зачем-то набираете очки. Нет никаких стандартов хорошего и плохого, для одних одно событие хорошее, для других – плохое. Когда вы чувствуете себя несчастной – вот это плохо, а хорошо – когда счастливы. Я обращаюсь к пациенткам с просьбой найти их внутренний свет. И когда люди видят этот свет в душе, можно излечиться даже от сильнейших страхов. Начинайте утро примерно с таких мыслей: «Я относительно здорова, в нашей стране нет войны, у меня тёплый дом, я окружена любимыми людьми, у нас много хорошей еды». Такое начало дня каждого человека сделает умиротворённым и благодарным.
4. Не отказывайтесь от себя, заботясь о семье. Женщины во многих странах больше мужчин привязаны к семейным ценностям. Для многих главная цель – создать семью и заботиться о том, чтобы все в ней были счастливы и здоровы. Но думать о доме каждую минуту, волноваться по поводу каждого прыщика на лице у детей – может стать не слишком здоровым и благодарным делом. Я не так много знаю, и не говорю по-русски, но заметила, что русские женщины часто совсем отказываются от себя ради семьи. Не стоит так делать.
5. Заботьтесь о внутренней красоте. Настоящая красота женщины – это её характер. В Тибете мы говорим, что женщина, – это энергия солнца: когда выходит солнце, листья раскрываются и всё цветёт, солнце имеет силу давать жизнь. Энергия солнца – сострадание, добро, это и есть красота женщины. Когда мы злимся и подвержены стрессу, то красота на видна. Старайтесь оставаться в солнечном настроении – в этом поможет тибетский массаж ку-нье, даже после одного сеанса и настроение, и состояние кожи совершенно меняется. Сегодня много различных спа и веллнесс студий, но важнее всего ментальное и эмоциональное воздействие.

«Наука и религия».-2005 №11.

Советы тибетского доктора.

По просьбе читателей, доктор Тензин Вангпо продолжает знакомить нас с секретами тибетской медицины. Речь пойдет о некоторых основополагающих понятиях этой древней науки. Надеемся, что эти новые знания помогут вам лучше заботиться о своем здоровье и реже обращаться и врачам.

Согласно тибетской медицине, здоровье человека зависит от трех важных элементов. Тибетцы называют их ветер (лунг), желчь (три-па) и слизь (бед-кен). В организме должно сохраняться их равновесие, и если хотя бы в одном из них оно нарушается, наше самочувствие ухудшается, и это может привести к болезни. Поэтому необходимо сохранять ветер, желчь и слизь в гармонии.

Первый и самый важный элемент – ветер. Он пронизывает весь наш организм, его можно назвать руководителем всех других элементов, его движения управляют их работой. От него зависит циркуляция воздуха во время вдоха и выдоха, ток крови, работа сердца, перемещение пищи во время пищеварения и движение энергии в организме. “Люди ветра” – те, в чьем организме он очень активен, – отличаются повышенной эмоциональностью. Дисбаланс ветра вызывает заболевания сердца, сосудов, истощает силы организма и ускоряет старение. Тревога, беспокойство, гнев, чрезмерная нагрузка на мозг, бесконечный телевизор, беспорядочное чтение или активные телефонные разговоры, неумение отключаться от проблем, слишком частый секс, длительные промежутки между приемами пищи, недостаточное питание, кровотечения, расстройство желудка, рвота – все это вызывает дисбаланс в деятельности ветра. Первые симптомы этого дисбаланса: головокружение, шум в ушах, обидчивость, плохой сон, множество сумбурных сновидений, блуждающие боли, забывчивость, озноб. Во рту – сухость, язык – грубый и красный, моча синеватого оттенка. На начальной стадии можно попытаться восстановить равновесие самостоятельно. Для этого нужно ввести в рацион мясо, вино, сладкую и маслянистую пищу. Желательно отказаться от крепкого чая, кофе, стараться пораньше ложиться спать и хорошенько высыпаться.

Второй элемент – желчь. Она управляет работой печени и желчного пузыря, поддерживает жар тела. Если у вас горячие руки и ноги, тело пронизано приятным ощущением тепла – это показатель, что желчь в вашем организме сбалансирована и вам не грозят заболевания легких, печени, желчного пузыря и кишечника, связанные с ее дисбалансом. Нарушает его употребление алкоголя, масла, мяса, кислого, острого, горького, очень горячей пищи, тяжелая физическая работа, долгое пребывание в непроветриваемых помещениях, дневной сон, гнев, нервное напряжение. Когда желчь выходит из равновесия, человек чувствует повышенный жар, у него, возникает покраснение или пожелтение глаз, потливость, горький или кислый вкус во рту; пульс становится учащенным, моча приобретает красноватый оттенок и резкий запах.

Чтобы нормализовать желчь, я рекомендую: пить в течение дня воду часто, но небольшими порциями; есть легкую, не жирную пищу; не спать днем, но посидеть где-нибудь в тени, в каком-нибудь радующем глаз месте (именно сидеть, а не лежать полезно для “человека желчи”). При дисбалансе желчи также полезна прохлада, но не холод и не жара, а вот чрезмерная физическая активность – вредна.

Третий элемент – слизь. Она управляет работой желудка, селезенки и почек. Симптомы ее дисбаланса в организме: понижение температуры тела, почек, конечностей, озноб, ухудшение пищеварения. Пульс при дисбалансе слизи слабый и замедленный; цвет мочи – белесый; продолжительность сна увеличивается, но по утрам тяжело вставать; человек с такой слизью начинает прибавлять в весе. Это первые проявления того, что тибетцы называют “болезнями холода”. Дисбаланс слизи приводит к заболеваниям мочевого пузыря, простаты, гинекологическим расстройствам, образованию опухолей. Отчего бывает дисбаланс слизи? К нему ведут депрессивные состояния, малоподвижный образ жизни, употребление в больших количествах холодной пищи, молочных продуктов, сырых фруктов и овощей, сырой и плохо проваренной пищи, белого хлеба, картофеля. Если вы заметили у себя первые признаки дисбаланса слизи, поменяйте диету, отдавайте предпочтение теплой пище и питью; старайтесь побольше двигаться, по возможности заниматься спортом или хотя бы делать легкую зарядку и побольше ходить. Держите тело в тепле, побольше бывайте на солнце, но не перегревайтесь! Старайтесь находить в жизни больше положительных эмоций, смотрите веселые фильмы, встречайтесь с приятными вам людьми.

Наука о трех элементах сложна, и вместить ее в рамки одной статьи невозможно. Часто у людей нарушается равновесие не одного, а сразу двух или даже всех трех элементов. С таким дисбалансом человеку не справиться самостоятельно. Тибетцы в таких случаях обращаются к врачу – не только за лекарствами, но и за индивидуальными рекомендациями.

Вторая тема, которую я хотел бы затронуть сегодня, может показаться вам неожиданной. Это – вкусы. Да, да, вкусы. Тибетская медицина различает сорок шесть тысяч шестьсот пятьдесят вкусов. Шесть из них считаются основными: сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий. Какой-то из этих вкусов присутствует в каждом продукте питания, а преобладание в нашей повседневной пище того или иного вкуса может нести и пользу, и вред.

Рассмотрим эти вкусы. Сладкий вызывает у нас, разумеется, приятные ощущения и желание съесть еще что-нибудь сладкое. Полезен ли он для нас? Да, если им не злоупотреблять. Сладкое увеличивает аппетит, дает организму силу, энергию. Он полезен детям, пожилым людям, а также людям худым, ослабленным, тем, у кого слабые легкие и горло. Сладкое способствует заживлению ран, очищению организма от ядов; придает блеск волосам и ясность органам чувств; лечит болезни ветра и желчи. Но помните, что излишек сладкого приводит к увеличению веса, образованию жира, излишней слизи в организме. А избыток слизи в желудке ухудшает пищеварение, ведет к нарушению обмена веществ; понижает энергетику мочевого пузыря, почек, поджелудочной железы, что может вызвать сахарный диабет; приводит к нарушениям в эндокринной системе.

Кислый вкус вызывает оскомину и усиленное слюноотделение. Кислое дает теплоту организму, улучшает кровь, повышает аппетит, снимает нервное напряжение, стресс, особенно у женщин, улучшает пищеварение. Однако злоупотребление кислым нарушает работу желчного пузыря, ухудшает кровь, вызывает головокружение, дряблость мышц и кожи, кожный зуд, прыщи и сыпь.

Соленый вкус увеличивает внутренний жар тела, разжигает огонь пищеварения, повышает аппетит, нормализует желчь, снимает подташнивание. Но при избытке соленого появляются ранние морщины, начинают выпадать и седеть волосы. От соленого усиливается жажда и снижаются жизненные силы. Его избыток может привести к заболеваниям крови.

Острый вкус лечит раны, дает теплоту, улучшает пищеварение, аппетит, “сушит” слизь в теле и прочищает желудок. Его избыток вызывает дрожь и зажатость тела, боль в позвоночнике и пояснице, ухудшает состояние мочеполовой системы, понижает жизненный тонус.

Вяжущий вкус улучшает качество крови, благотворно воздействует на желчь и жир. Лечит раны и улучшает цвет кожи. Но его избыток увеличивает слизь в организме, что ведет к заболеваниям “холода”: простатитам, циститам, болезням почек и т.д.

Наука о вкусах обязательно используется тибетскими врачами при классификации трав и составлении лекарств. Так, например, шафран имеет горько-горький и одновременно остро-вяжущий вкус. Это делает его полезным при заболеваниях крови, кровеносных сосудов, печени, он прекрасно останавливает кровотечения.

А вот несколько советов людям, страдающим от весьма распространенного в России заболевания – повышенного артериального давления. Постарайтесь отказаться от курения или хотя бы свести его к минимуму. Но если вы курите давно, не надо бросать это резко. Не пейте за день более 100 граммов алкоголя, а со временем совсем откажитесь от него. Никогда не доводите себя до опьянения. Сократите в рационе соленое, жирное и мясное. Избегайте волнений, печали и гнева. Вредны и слишком сильная радость, возбуждение. Хорошо высыпайтесь. Когда садитесь, встаете или ложитесь, делайте это без резких движений.

Завершая нашу сегодняшнюю беседу, хочу напомнить, что открытые, веселые, всегда готовые помочь другим, добрые и духовные люди реже болеют и быстрее выздоравливают, если уж заболевают. Так что следите не только за состоянием своего тела, но за состоянием духа.

Мы с сыном живем мирно, стараясь особо не доставать друг друга излишним вниманием. Отношения у нас всегда были крепкие и трепетные. В общем – любовь + взаимное уважение. Но иногда у меня, как у любой женщины, случается эмоциональное замыкание. Не знаю, в чем выражается это состояние у обычных заботливых и хозяйственных мам, но у меня вдруг появляется такое чувство, ну знаете «я ему не мать, а ехидна». И начинается – по-моему, А. плохо ест, да и не растет совсем, какой-то он грустный и вялый. Болел в этом году целых два раза. Я совсем им не занимаюсь!!!

Итак очередной «сбой программы» привел меня к тибетскому доктору. Не удивляйтесь, ведь А. простудился за год целых два раза. Целых два. Зорик – так зовут врачевателя нас уже знает, ну не первый же раз программа сбилась, сажает сына на стул.
- На что жалуешься?
- Я? Ни на что. Это мама на что-то жалуется. Ее спросите.
- Мне кажется, что А. какой-то вялый и устает быстро. И болел два раза, - вступила в разговор я.
- Два раза за какой период?
- За год.
- А.
Зорик взял А. за руку. Тибетские доктора диагностику проводят по пульсу. При этом абсолютно точно попадают. Как это они умудряются?
- У него все в порядке, просто учебный год на исходе, отсюда усталость. Я могу дать ему укрепляющих травок, но это не обязательно. Надо побольше гулять, а, гуляя, бегать…
- Ну, прекрасно. Спасибо, - с облегчением сказала я и собралась уже покинуть кабинет с чувством исполненного материнского долга. Перезагрузка произошла, сбой анулирован успешно. Жизнь продолжается.
- А., иди, посиди в коридоре. А вот ты сядь, пожалуйста, - как вы понимаете, эти слова были обращены ко мне. Вы-то, может быть поняли сразу, а я несколько удивилась.
- Я?
- Да-да, Маша, садись.
- А что такое?
- Давай руку.

Здесь, как бы не пыталась я увернуться, все-таки придется пояснить жизненные обстоятельства, свалившиеся на меня в тот момент. Но, дабы не стать в глазах читателя жалующейся на жизнь одинокой женщиной с ребенком, это будет конспект. Итак, побольше воздуха в легкие, решимости в сердце и поехали. Любимый мужчина, с которым я прожила четыре чудесных года, все эти чудесные годы уговаривал выйти за него замуж. Что меня удерживало, не знаю. Но на пятый год я сломалась. Экстравагантная юбка, исписанная крупными буквами майка, гости и прочая атрибутика вступающих в брак уже была готова, когда ровно за пять дней до ожидаемого события он исчез. Как в анекдоте – утром ушел на работу со словами: приду вечером, закажем тебе твой Хаммер – и не вернулся. Смешно. Хотя тогда меня это чуть не убило. Глупо пронадеявшись на чудо до самого дня свадьбы, я начала медленно перебираться из мира скорее живых в мир скорее мертвых. При этом данный переход был единственным занятием, которое доставляло мне удовольствие. За месяц из пышной дамочки с приличным бюстом я превратилась в существо 40 размера с костями, выпирающими наружу и очень голубыми венами. В общем – унисекс.
Кстати, прибавьте к анекдоту про «ушел на работу и не вернулся» то, что у нас был совместный бизнес, вне которого я как-то автоматически оказалась. Оба автомобиля тоже покинули меня. В общем, приключение.
Прошло полгода. Я нашла работу. Даже две. Ужасно интересные. И даже стала замечать, что вокруг меня делается. Все это время мой героический ребенок шел со мной рядом, переживая и за меня и за себя. Вот так!
Вот так! Но это еще не конец конспекта. Едем дальше. Прошло полгода, помните, работа, немного радостей, интересов… И тут появляется он. Да, мой любимый мужчина. Тот самый. И до сих пор горячо любимый. Не знаю, как бы поступила на моем месте нормальная женщина со здоровой психикой. Кстати, не знаете, как? Я тоже. Но я, обладая от природы психикой черезчур обремененной эмоциями, простила. Да. И даже не сохранила в своей душе хотя бы маленький островок обиды. А ведь он мог предостеречь от всяких глупостей, каких? Едем дальше.
Прошло несколько месяцев.
- Ты знаешь, мы не можем быть вместе, это была ошибка, я ухожу!
Так же неожиданно. Мастер своего дела!
И ушел.
И я ушла. В мир теней. Опять без работы, опять без желания жить, надежды, радости - список можно продолжать до бесконечности.
Прибавьте к этому месяц и мы опять в кабинете тибетского доктора.

Я?
- Да-да, Маша, садись.
- А что такое?
- Давай руку.
Зорик взял мою кисть и как-то слишком пристально на меня посмотрел.
- Ты не чувствуешь последнее время усталость?
- Чувствую.
- Головокружение?
- Да.
- Все время холодно…
- Все время.
- Что-нибудь ешь?
- Я?
- Понятно…
При этом, все вопросы-ответы сопровождаются совершенно дикими действиями. Слева от Зорика в его кабинете стоит комод, заполненный банками с травами, которые он каждый год привозит из Тибета. Так вот, дикость состояла в том, что, задавая вопросы, он доставал все новые и новые банки на стол. Потом, не отрываясь от нашего чудного диалога, начал раскладывать такие квадратненькие бумажки, в которых обычно отпускает снадобья больным. И, поверьте, бумажек было не меньше, чем банок.
Как описать вам мое состояние при виде всего этого? Да никак. Я просто задала вопрос:
- Зорик, я что, уже умерла?
- Нет, Машенька, что ты? Как тебе объяснить твое состояние с точки зрения западной или восточной медицины?
- Ну я в восточном журнале редактором работаю, поэтому и медицина восточная мне ближе…
- Понимаешь, у тебя НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
- Недостаточность чего, Зорик?
- Всего, - просто и ясно.

Да, Тибет – место загадочное и до сих пор непознанное. Чтобы описать весь ужас, в котором я прожила год, да, по правде говоря продолжала жить на тот момент, двумя словами, надо познать настоящую мудрость. Я-то думала, что я жить не хочу, радости никакой не осталось, любовь покинула меня навсегда – пошлость все какая-то.
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ВСЕГО. Именно так. Я всем сердцем желала и радости и любви, и ощущений и бог знает чего еще. Мне просто этого недоставало. Оказывается я вовсе не собиралась умирать. Просто устала очень от того, что желания никак не исполняются. Но суть-то в том, что они есть. Иначе откуда ей взяться – этой восхитительной недостаточности?
Тибетцы верят в реинкарнацию. От их земного пути зависит то, кем они возродятся в новой жизни. Боги Зорика, я очень прошу вас, когда будете решать его судьбу, вспомните об одинокой женщине, которой он спас жизнь двумя словами. Может эта самая жизнь не очень весома по сравнению с колесом перерождений, но я так не думаю. Потому что, когда боль, терзавшая душу так долго, вдруг немного отпустила благодаря настоящему тибетскому доктору, эта самая вновь обретенная жизнь заиграла новыми смыслами и захотелось любить весь мир и говорить только добрые слова тем, кто вокруг. Слышите, боги Зорика, подумайте об этом, когда будете решать его судьбу. Обязательно!

Количество тибетских целителей в Москве, кажется, уже сравнялось с количеством «потомственных колдунов» и «белых магов». Идя на встречу с одним из них, я обнаруживаю на небольшом отрезке Садового кольца несколько заведений, предлагающих услуги тибетских врачей вперемешку с «восточными благовониями» и «китайским чаем» — и следуют они буквально друг за другом. Это увлечение пришло к нам, конечно, не вчера: new age с модой на все умиротворяющее восточное — голливудский буддизм, йогу, Тибет, лам, кришнаитов, мантры, медитации, зеленый чай и благовония — главное культурное поветрие конца 1990?х — начала 2000?х. Наибольшее распространение у нас, как и везде, получили, естественно, два последних; впрочем, и длительные путешествия на Тибет, и житие в буддистских монастырях как вариант современного эскапизма, распространившегося среди столичной богемы, тоже часть new age. Между тем в отличие от гадалок и колдунов тибетские врачи — продукт высокой древней культуры, по крайней мере должны быть таковыми.

Надо сказать, что в центре «Белый лотос», где принимает мой доктор, чай и благовония — только побочные продукты: чай подают пациентам, а благовониями пахнет в его кабинете. Сам лама Ринчен Тензин уже более двадцати лет является монахом древней традиционной тибетской религии Бон и сейчас входит в Совет тибетских врачей, созданный при правительстве далай-ламы. В соответствующих экзотических одеждах, красив, благообразен, доброжелателен, то и дело сверкая даже не голливудской, а какой-то совершенно нереальной ослепительной улыбкой, он терпеливо отвечает на все многочисленные вопросы.

— Сейчас в России столько тибетских врачей…

— Да, и многие из них, наверное, хорошие, но я хочу сделать предупреждение. Как традиционно выглядит тибетский врач? Он в течение шести лет обучается в монастыре, учится очень много — это очень сложная медицина, — а потом в течение трех лет он вместе с учителем занимается практикой, осматривает пациентов, и только после этого — через девять лет — он имеет право называться настоящим тибетским врачом. Здесь, наверное, подобное обучение не так распространено, но много людей, которые где-то поработали переводчиками у тибетских врачей, где-то почитали книжки, узнали несколько лекарств и начали лечить людей. Поэтому нужно точно знать, что человек является настоящим действующим тибетским врачом. Неважно, мужчина он или женщина, китаец, американец или еще какой-то иностранец, главное, чтобы он был настоящим врачом, был правильно обучен.

Я начал изучать медицину с пятнадцати лет, учил до двадцати пяти и продолжаю учить сейчас, и до сих пор мне приходится заглядывать в книги, когда бывают пациенты, которым сложно поставить диагноз.

— А что такое настоящая тибетская медицина?

— Истинная тибетская медицина возникла четырнадцать-шестнадцать тысяч лет назад в легендарном государстве Шанг-Шунг, о существовании и местоположении которого ученые спорят до сих пор, в традиции религии Бон; буддизм появился только потом, много веков спустя. Основания тибетской медицины изложены в священном тексте, который называется «Чжуд-Ши». И до сих пор именно по нему проходит традиционное обучение, и множество мудрецов в прежние времена и сейчас писали и пишут к нему комментарии. Есть много школ, где до сих пор изучают медицину в традиции Бон, например в Индии — я сам из монастыря на севере Индии. Есть Совет тибетской медицины, штаб которого находится в Индии, и я тоже в нем состою.

— Скажите, пожалуйста, а почему вы стали заниматься медициной?

—Я ничего не выбирал, я жил этим с самого раннего детства — мой отец, дед, дядя были врачами, с детства я получал эти знания. Медицине нужно учиться с целью помочь всем живым существам, и медицину можно изучить только таким образом.

— Жители больших городов и жители Тибета ведут совершенно разный образ жизни — есть ли разница в подходе к лечению тех и других?

— В тибетской медицине все человеческие недуги делятся на болезни жара и болезни холода — и, соответственно, есть два вида лекарств: если болезнь горячая, то лекарства нужно принимать холодные, и наоборот. Еще очень большое значение имеет образ поведения и образ питания. Российская и тибетская пища очень похожи — люди в Тибете, так же как и в России, не добавляют в еду много специй, мы едим одинаковые виды мяса, не считая конины, которая очень популярна в Тибете. И там и тут едят много тяжелой, маслянистой, жирной пищи — в Тибете даже чай с маслом, из-за этого много проблем с давлением. Но жители больших городов едят еще и много концентратов и полуфабрикатов, много различных искусственных добавок, которые впоследствии вызывают несварение и всякие болезни.

В целом есть одинаковые для всех классы болезней, но у каждого человека своя конкретная болезнь с конкретными особенностями, а значит, и лечение будет разное. Общие и способы диагностирования: прощупывание пульса (пульс на запястьях обеих рук дает информацию о состоянии 12 главных жизненных органов. — Е. С.), уринодиагностика (на прием к тибетскому врачу пациент должен приходить примерно как на анализы в обычную поликлинику — с утренней баночкой. — Е. С.), расспросы, что, где и как болит, лекарства и рекомендации по питанию и образу жизни.

— И все-таки мы люди совершенно иной культуры, а медицина — это часть культуры. Может быть, нам лучше лечиться так, как принято в нашей культуре?

— И у китайцев, и у тибетцев, и у русских бывают такие болезни, которые лучше было бы лечить тибетскими лекарствами и европейского способа излечения просто не существует. Но у них может появиться и такая болезнь, которую лучше лечить европейскими средствами. Европейские лекарства — нечто вроде «скорой помощи»: когда у человека что-то болит и ему нужно быстро облегчить свое состояние, он пользуется европейскими средствами. Тибет действует немножко иначе — медленно, постепенно искореняется причина болезни, но сразу от тибетских лекарств пользы не будет. Например, если у вас болит печень, вы приходите в европейскую больницу, где вам лечат печень, — при этом лекарства, которые вы принимаете, могут наносить вред другим органам. Тибетские лекарства, устраняя причину болезни, никогда не нанесут вред другим органам. При этом и в тибетской медицине есть очень сильные лекарства, но для особых, редких случаев — обычно, как правило, их не используют. Тибетский способ лечения не сводится только к приему лекарств, сюда входят также образ жизни, образ питания, иглоукалывание, прижигания, примочки.

— Вы уже не первый раз работаете в России. Какие вы видите общие проблемы у нас, общие огрехи в образе жизни?

— Они, конечно, есть. Прежде всего это проблемы с давлением — и высоким, и низким. Как я уже говорил, очень часты болезни несварения, практически у всех людей, которые приходят на прием, желудок не очень хорошо справляется с пищей, много проблем с дыханием — астматика, аллергия, женские проблемы: ваши женщины очень часто плохо кутаются в холодное время года.

— По всем этим поводам, наверное, есть и какие-то общие рекомендации?

— Общая рекомендация для хорошего здоровья — следите за едой. Корень всех болезней — пищеварение: если с желудком все будет хорошо, то будет хороший обмен веществ и не будет никаких болезней. Не употребляйте старую пищу, которую вы приготовили не сегодня, и вообще готовить надо понемножку на один раз, не ешьте холодную пищу — всегда греть ее перед едой. Ничего не должно быть в избытке — соли, сахара, масла; нужно пить много обычной кипяченой воды, которая намного полезней, чем всякие газированные напитки и соки из пакетов. Очень важно есть понемножку, часто и с большим количеством воды. Не нужно есть сильно зажаренной пищи. Овощи и фрукты — это витамины, это очень хорошо, но их нужно долго и хорошо пережевывать. Конечно, можно иногда позволять себе что-то вредное, но если делать это все время — не будет ничего хорошего.

Очень важно не сидеть на холодном и сыром — цементе, бетоне — даже если он теплый, свойства его холодные, и это вредно. Не надо вводить в систему витамины и всякие добавки — организм привыкает к синтетическим витаминам и перестает их вырабатывать сам, и, когда вы заканчиваете прием, возникает их недостаток. Тибетские лекарства действуют совершенно иначе: они ничего не привносят, а просто улучшают жар пищеварения, и желудок начинает лучше работать, поэтому, если долго принимать тибетские лекарства, а потом престать, никакого вреда от этого не будет. По опыту прошлого года могу с уверенностью сказать: тибетские лекарства русским людям пользу приносят. Естественно, чем моложе человек, тем лучше ему помогают лекарства, но польза есть для всех.

— Помимо сугубо телесных болезней, одна из главных проблем много работающего современного жителя мегаполиса — хроническая усталость, апатия, депрессия, всяческие неврозы. В западной медицине вокруг этого построена целая индустрия — нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты. А как с этим обстоит дело в тибетской традиции?

— Все эти симптомы — подавленность, депрессии — можно поделить на четыре вида: бывают депрессии, вызванные болезнью слизи, болезнью ветра, болезнью желчи и болезнью крови. Хотя человеку кажется, что это всего лишь его настроения. Конечно, лекарства от этого есть — например, причиной может служить болезнь ветра, то есть человек плохо питается, это влияет на его состояние и настроение и на выходе дает очень много ненужных мыслей, из-за чего и появляется подавленность и депрессия. Для всех этих болезней есть лекарства.

— То есть у всех душевных состояний только физические причины?

— Все подобные состояния можно разделить на два типа: болезни, вызванные материальными причинами, и болезни, вызываемые духами. Мы люди верующие, мы болезни, вызванные духами, лечим ритуалами. Если болезнь свежая, ее лечат только ритуалами, если старая — на помощь приходят и медицинские средства. У европейской медицины нет средств от таких болезней.

— Европейское сознание достаточно скептично — когда вы лечите людей иной культуры, насколько важна вера пациента в ваше лечение?

— Если говорить о религии в принципе, то там вера имеет первостепенное значение — без веры никуда. Во всем же, что касается медицины, вера никакой роли не играет — если лекарство точно подобрано, оно вам поможет, верите вы в это или нет. В то же время, если вы сильно верите в лекарство, в тибетскую медицину вообще, во всех тибетцев, но доктор вам поставил неправильный диагноз и дал неправильное лекарство, оно вам не поможет ни в каком случае.

В следующий раз мы встретились уже на приеме. Врач долго прощупывал мой пульс, по обычаю тибетских врачей ничего не спрашивая вначале (чтобы, как он объяснил, самому сказать пациенту о его проблемах и тем вызвать доверие), попросил показать язык, и потом спросил, не беспокоит ли меня желудок. «Да, да — радостно ответила я, — съела, наверное, какую-то несвежую дрянь и уже третий день питаюсь исключительно сухариками». Доктор сказал, что это «болезнь желчи», ничего серьезного, выдал мне три пакетика с лекарствами и велел принимать их две недели — что я добросовестно и проделывала, несмотря на то что коричневые шарики тибетских таблеток, которые нужно обязательно разжевывать, на вкус неимоверно горькие. До такой степени, что невозможно было удержаться от страдальческой гримасы и окружающим приходилось рассказывать историю про тибетскую медицину и мой поход к врачу. Через несколько дней действительно все прошло, но жизненный опыт подсказывает мне, что прошло бы, вероятно, и так, само собой, ну, попила бы активированного угля — как и сказал врач, ничего серьезного. Между тем я знаю несколько человек, которым тибетское лечение помогло в куда более серьезных случаях, да и к моему доктору запись очень плотная.

Каково же резюме? В меру сдержанная и в меру скептическая позиция может быть сформулирована примерно так. Современному западному человеку, живущему в мире, где все сдвинулось с привычных мест и перепуталось, где распался традиционный уклад и где неврозы стали неотъемлемой характеристикой культурного человека, очень хочется услышать ободряющие формулы вроде «устранить общий разлад», «убрать источник болезни». И если кто-то в результате избавляется от телесных проблем, это очевидно хорошо, и если у кого-то просто возникает ощущение правильного и полезного действия, которое вот сейчас наладит что-то в жизни, — это тоже очень неплохо. К тому же за темным метафорическим стилем — «болезни ветра», «болезни жара» — оказываются вполне понятные и даже знакомые с детства наставления: «ешь мало, но часто», «хорошо пережевывай пищу», «не сиди на холодном». Именно это соответствие житейскому здравому смыслу и подкупает лично меня — а вот нечто несообразно экзотическое обязательно бы насторожило. Будучи проверенной не только веками тибетской медицины, но и твоей собственной мамой, эта мудрость в любом случае стоит тех 50-100-200 долларов, заплаченных за прием у тибетского врача. Ну а в некоторой иронии, которая, безусловно, присутствует в таком раскладе, есть даже своя прелесть — прелесть смирения.