Афазия после инсульта: виды, лечение, упражнения. Афазия: симптомы и лечение Проявления афазии

Сегодня речь пойдет:

Афазия - это расстройство речи, при котором человек полностью или частично не может выражать свои мысли при помощи речевого аппарата или же не в состоянии быть участником коммуникативного акта. Нередко больные не понимают фраз, которые к ним обращены. Данное заболевание требует длительного лечения и специального обучения навыкам речи и общения.

Характерной особенностью афазии является утрата речевых навыков уже после того, как речь была сформирована. Афазия может наблюдаться как у пожилых людей, так и у совсем маленьких детей от 3-х лет. Речь пациентов с афазией резко отличается от речи здоровых людей своей экспрессией, интонацией и выразительностью. Больные не могут вести связную беседу, у них также нарушается письменная речь (чтение, письмо). Страдает непосредственно не артикуляционный аппарат речи, а формирование речи на уровне коры головного мозга. Вид и разновидность недуга зависят от того, где именно располагается поврежденный участок головного мозга.

Данное заболевание впервые было описано в 30-е гг. 20 века. С тех пор ученые продолжают развивать учение об афатических расстройствах. Помимо коммуникативного аспекта афазия затрагивает также психические процессы, опорно-двигательную и сенсорную системы, поэтому данное заболевание требует длительного лечения и совместной работы сразу нескольких специалистов: невролога, терапевта, логопеда, психолога.

Причины афазии


Специалисты называют несколько факторов, которые влияют на возникновение подобного расстройства. К основным причинам афазии относится:
  • генетическая предрасположенность к афазии;
  • инсульты головного мозга, при которых сильно страдает головной мозг, наблюдаются необратимые изменения в его работе;
  • черепно- мозговые травмы и ушибы головы, сотрясение мозга;
  • воспалительные заболевания, затрагивающие мозг (энцефалит, абсцесс и др.);
  • рак головного мозга;
  • различные опухоли, образующиеся в области головного мозга;
  • операции, затрагивающие головной мозг;
  • эпилептические припадки;
  • болезнь Пика;
  • поражение сосудов головного мозга (тромбоз, атеросклероз);
  • гипертония;
  • порок сердца;
  • отравление солями тяжелых металлов;
  • психические расстройства (шизофрения и проч.);
  • расстройство интеллекта.
Чаще всего афазия возникает после инсульта или тяжелых травм головы. Данный недуг преимущественно наблюдается у пожилых людей, хотя афазия может возникнуть и в юном возрасте.

Виды и симптомы


Существует несколько классификаций афазии, основанных на разных основаниях. Исследователи пытались разграничить афазию в соответствии с лингвистическими, анатомическими, психологическими критериями. Мы несколько подробнее остановимся на результатах подобного разграничения. Однако самой популярной и наиболее полной считается классификация доктора А. Лурия.

Итак, в соответствии с расположением поврежденного участка головного мозга, говорят о семантической афазии (повреждена теменная доля), моторной афазии (повреждены задние отделы лобной доли), сенсорной афазии (повреждена височная доля), амнестической афазии (повреждены внутренние отделы височной доли).

С точки зрения неврологии данное заболевание может быть моторным и сенсорным.
Сообразно лингвистической концепции афазия подразделяется на вербальный тип (маленький словарный запас, нарушение в образовании слов), номинальный тип (больной не воспринимает речь и не может использовать слова для выражения мыслей), синтаксический тип (нарушение синтаксической целостности предложения), семантический тип (искажение смысла воспринимаемой речи).

Наконец, предложенная доктором А. Лурия классификация выглядит следующим образом:

1. Моторная афазия (эфферентная и афферентная)

Поражаются области в зоне Брока. При данном типе больной переставляет слоги, подменяет звуки. У него нарушается интонационный рисунок, при разговоре возникают длинные паузы. Больной немногословен, его речь крайне скудна. Он не может связать слова в одно грамматически верное построенное предложение, но понимает то, что ему говорят. Из-за поражения лобной доли мозга нарушается еще и моторика, поэтому часто мимика пациента искажена.

2. Сенсорная афазия

При сенсорной афазии (афазии зоны Вернике) больные строят длинные предложения, которые верны с синтаксической точки зрения, но абсолютно бессмысленны с точки зрения семантики. Понять речь такого человека невозможно. Кроме того, больные плохо воспринимают чужую речь, поэтому при сенсорной афазии как-либо взаимодействовать с пациентами очень трудно. Больные не могут писать, но чтение вполне им удается.

3. Семантическая афазия

Больной в целом понимает речь, его также легко понять, однако в процессе говорения пациент может забыть название какого-либо предмета, не вспомнить значение фразеологизма, запамятовать название города или реки. Люди с семантической афазией не могут строить причастные и деепричастные обороты, использовать фигуры речи. При чтении многие очевидные вещи кажутся им непонятными. Речь пациентов максимально проста и незамысловата, для того, чтобы они поняли другого человека, нужно, чтобы тот использовал самые простые и обыденные слова, не прибегая к метафорическим переносам, крылатым фразам и проч.

4. Акустико-мнестическая афазия

При данной форме афазии больной забывает название предметов. Он не может выучить стихотворение, повторить за человеком связную цепочку из разных слов. С другой стороны, больной вполне нормально ведет беседу, но часто не может вспомнить название предмета, который ему показывают.

5. Динамическая афазия


Поставить верный диагноз можно лишь при сплоченной работе нескольких специалистов. Так, больного осматривает невролог, психолог, логопед, терапевт и нейропсихолог. Во время первичного осмотра врачи обращают внимание на внешние проявления заболевания (нарушение мимики, асимметрия лица и проч.). Выявляется нарушение речи, обязательна консультация логопеда. Затем больного отправляют на компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию мозга, проводят электроэнцефалографию. Комплексная диагностика позволяет с большей точностью выявить имеющиеся нарушения и назначить должное лечение.

Лечение афазии строится по индивидуальным показателям. Оно включает в себя занятия с логопедом, прием лекарственных препаратов, физиотерапию, хирургическое вмешательство, если таковое требуется. Больному нужно запастись терпением, т. к. лечение длится долго, но не всегда удается достичь положительных результатов. Очень важно, чтобы близкие люди также участвовали в адаптации пациента, использовали в беседе с больным короткие простые предложения, говорили с ним не как со слабоумным, а как с обычным собеседником. Специально для: - http://сайт

И т. д. Афазия часто сопровождается расстройством чтения - алексией, письма - аграфией, счета - . В зависимости от зоны поражения развиваются различные формы афазии.

Моторная афазия характеризуется затруднением или невозможностью произносить слова при сохранении произношения отдельных звуков и понимания речи. При наиболее тяжелой моторной афазии полностью отсутствует. В этих случаях даже после восстановления речи у больного остаются затруднения в сложных высказываниях, при повторении серии слов (дом, лес, кот), фразы.

Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи (словесная ) при сохранении способности говорить. В легких случаях больной еще понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте », «покажите язык»). В противоположность больным с моторной афазией эти больные бывают болтливы, но так как они не понимают и своих слов, они теряют контроль над своей речью, и она тоже нарушается, появляются замены букв, слогов и даже целых слов.

Семантическая (смысловая) афазия характеризуется нарушением понимания смысла фраз, которые связаны между собой предлогами, союзами и т. д. Больные хорошо говорят, понимают обращенную к ним речь, но не могут понять разницу в таких словосочетаниях как «брат отца» и «отец брата»; могут показать карандаш, ключ, но не понимают задания показать карандашом ключ или ключом карандаш. Семантическая афазия часто сочетается с амнестическими расстройствами речи.

При амнестической афазии больные забывают названия предметов. Вместо того чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качества и назначение: «это - чем едят», «это - чем пишут». Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы больной вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забывает.

При тотальной афазии больной не говорит и не понимает речь. Чтение и письмо совершенно невозможны.

При всех формах афазии необходимо лечить основное заболевание и проводить длительные занятия с логопедом. Нужно помнить, что афазия не является психическим расстройством, и эти больные не подлежат лечению у психиатров.

Афазия (от греч. aphasia - утрата речи) - нарушение речи в связи с изменениями в пределах либо собственно второй сигнальной системы (), осуществляющей анализ и синтез слов, представляющих собой «сигналы сигналов», либо соотношений второй сигнальной системы с первой. Таким образом, из афазии исключаются дизартрии (см.) и те нарушения речи, которые зависят от глухоты (глухой не слышит речи, при афазии больной слышит ее, но не понимает ее смысла, не воспринимает слово как «сигнал сигналов»).

Во второй сигнальной системе, так же как и в первой, имеются афферентные и эфферентные части; слово не только произносится человеком для общения с себе подобными, но и воспринимается им. Поэтому можно говорить об экспрессивной речи, которая включает как устную, так и письменную речь (при последней написанное или напечатанное слово является таким же «сигналом сигналов», но осуществляется движениями кисти и воспринимается зрением), и импрессивной речи - понимание речи по слуху и чтение. Речевой процесс един, но он может быть нарушен в различных своих звеньях, в соответствии с чем афазические расстройства характеризуются большим многообразием.

Нарушенной может быть преимущественно экспрессивная (моторная афазия) или импрессивная речь (сенсорная афазия), устная речь (собственно афазия) или письменная (алексия - нарушение чтения, аграфия - нарушение письма).

Исследование афазических нарушений . Устная речь . Исследование повторной речи (буквы, слова, фразы), рядовой речи (числовой ряд, перечисление дней недели, месяцев и т. д.), называние показываемых предметов, разговорная речь (ответы на вопросы), рассказ. При исследовании необходимо обращать внимание на желание или нежелание говорить, на бедность речи или многоречивость (логорея). При амнестической афазии выпадают конкретные обозначения, названия предметов. При моторной афазии страдает главным образом грамматическая структура речи (падежи и склонения) - так называемый аграмматизм. Литеральная парафазия характеризуется перестановкой или заменой букв в слове, вербальная - заменой слов в предложении.

Письменная речь. Больному дают списывать, писать под диктовку, писать заученные ранее слова, названия показываемых предметов; писать ответы на задаваемые устно или письменно вопросы, рассказ на заданную тему, пересказ литературного произведения.

Понимание устной речи . Понимание смысла слов, фраз, показывание называемых предметов, понимание и выполнение простых и сложных (многозвеньевых) инструкций (необходимо исключить апраксию), понимание рассказа с простым содержанием и сложного в смысловом отношении. Весьма важно определить диффузность восприятия речи, для чего предназначаются фразы и инструкции с нелепым содержанием, с лишними словами, грамматическими и синтаксическими неправильностями и т. д.

Чтение . Отдельно исследуют чтение вслух и понимание прочитанного про себя, так как возможны случаи, когда эти функции нарушаются более или менее независимо друг от друга. Исследуют также музыкальную речь как экспрессивную, так и импрессивную (слуховую и зрительную). Нарушения музыкальной речи носят название амузий.

Синдромы афазии . В тех случаях, когда очаг поражения очень велик (инсульт, травма) и имеется начальная стадия поражения (диасхиз, иррадиация торможения), нарушение охватывает все стороны речевого процесса и возникает тотальная афазия. Тотальной афазия иногда остается и в дальнейшем, но во многих случаях речь в той или иной мере восстанавливается и выявляются синдромы, обнаруживающие диссоциацию речевых функций, что в более легких случаях может наблюдаться и в начальной фазе заболевания. Основные формы афазий, характеризующиеся диссоциированным нарушением речи, составляют моторная, сенсорная, проводниковая, амнестическая афазия, алексия.

Сенсорная афазия (афазия Вернике). Основной симптом - нарушение понимания устной и письменной речи. В тяжелых случаях больной относится к речи, как к любому шуму, не имеющему смыслового значения. В менее тяжелых в хаосе звуков он все же улавливает отдельные слова - наиболее обиходные, особенно свое имя. Экспрессивная речь также нарушена, но совершенно иначе, чем при моторной афазии. При последней больной говорит неохотно и мало, при сенсорной афазии он излишне многоречив (логорея), говорит плавно, без напряжения. Однако эта многоречивая продукция может быть столь богатой вербальными парафазиями и персеверациями, что речь становится совершенно непонятной. Больной не понимает прочитанное и устную речь, правильно улавливает в тексте только отдельные, самые привычные слова. В более редких случаях при «чистой» (субкортикальной, по Вернике) сенсорной афазии устная и письменная речь, а также понимание прочитанного (внутренняя речь) сохраняются, нарушается только понимание устной речи. Наблюдаются и такие случаи сенсорной афазии (транскортикальная сенсорная афазия, по Вернике), когда сохраняется повторение при нарушении понимания устной речи.

Проводниковая афазия характеризуется, по Вернике, парафазиями, нарушениями повторения, чтения и письма при сохранении понимания речи и списывания.

При амнестической афазии больной «забывает» названия предметов при хорошо сохраненной структуре предложений и отсутствии парафазий. Тем же «забыванием» обозначений характеризуется и письменная речь.

Алексия, как и аграфия, наблюдается в той или иной степени в большинстве случаев моторной и сенсорной афазии, но встречается иногда и изолированно, в виде «чистой словесной слепоты»: больной видит написанное слово, но не понимает его смысла.

Топикодиагностическое значение афазических синдромов . Характер афазических синдромов определяется местом поражения, характером патологического процесса, общим состоянием, особенно состоянием васкуляризации мозга, возрастом больных, их преморбидным состоянием, типом . При моторной афазии поражение всегда локализуется в зоне распределения передних ветвей левой (у правши) средней мозговой артерии, наиболее часто (хотя не всегда) с поражением извилины Брока.

Сенсорная афазия возникает при поражении левой (у правши) височной области. И в таких случаях нельзя говорить о какой-либо узкой локализации в пределах этой зоны, хотя все же поражение чаще всего обнаруживается в заднем отделе верхней височной извилины (задний отдел поля 22). Амнестическая афазия чаще наблюдается в тех случаях, когда очаг располагается в переходной височно-теменно-затылочной подобласти (поле 37), чистая алексия - при поражении угловой извилины (поле 39).

Течение и прогноз афазии зависят в основном от характера основного заболевания. Как временное явление афазия возникает в редких случаях в течение приступа мигрени или в связи с эпилептическим припадком. Прогноз при прочих равных условиях более благоприятен при сенсорной афазии, чем при моторной, и гораздо благоприятнее в молодом возрасте, чем в пожилом. Терапия должна быть направлена на лечение основного заболевания, большое значение имеют и специальные мероприятия - систематические упражнения в речи и письме.

Какие действия можно предпринять, дабы ускорить восстановление речи после инсульта? С какими формами нарушения речи могут столкнуться родственники больного, зависит ли программа реабилитации от типа речевого расстройства? На эти и другие вопросы мы ответим в рамках материала, предложенного вашему вниманию.

Формы речевых расстройств

Необходимо понимать, что нарушение речи при инсульте может принимать одну из двух кардинально различающихся форм – афазия и дизартрия. Эти знания пригодятся нам при составлении плана терапии. В чем заключаются принципиальные различия между этими расстройствами?

1. Афазия – нарушение самого феномена речи как проявления высшей нервной деятельности. Больной не может осознать устную или письменную речь, хотя слышит и «видит» звуки и слова (сенсорная афазия); не может произнести слово ввиду того, что необходимый импульс не формируется в соответствующих отделах неокортекса (моторная афазия, которую еще называют речевой апраксией).

При сенсомоторной, или тотальной афазии, человек не понимает обращенную к нему речь и не говорит сам (речевые «эмболы», повторяющиеся однотипные звуки – не в счет). Такая форма речевого расстройства часто встречается при локализации патологического процесса в бассейне средней левой мозговой артерии. Существуют и другие формы афазии, но для понимания сути происходящих процессов пока достаточно названных трех.

2. Дизартрия – это нарушение речи после инсульта по своей сути является дефектом произношения звуков и слов. Человек прекрасно понимает обращенную к нему речь, может читать и даже может писать, но не говорит, ибо нарушена работа мышц, ответственных за произношение звуков. Это речевое расстройство еще называют нарушением артикуляции, оно характерно для поражения задних отделов лобных долей и подкорковых структур.

Лечение дизартрии

Переходим непосредственно к теме материала: как восстановить речь после инсульта? Начинаем с дизартрии, ибо объяснить структуру лечения в данном случае проще, а начинать всегда следует с простого.

При дизартрии мы должны научить человека произносить слова, а для этого нужно вновь обучить необходимым навыкам мышцы ротовой полости, нижней челюсти etc. Как это сделать? Мы озвучим программу действий, стратегию терапии, а конкретные упражнения порекомендует врач-логопед.

  1. Больной с дизартрией должен регулярно выполнять упражнения для языка: высовывать напряженный или расслабленный язык, упираться языком в зубы, выполнять круговые движения. В комплекс должны входить артикуляционные упражнения для нижней челюсти, губ, мимических мышц (всех зон, в том числе лба и даже области вокруг глаз).
  2. Логопедическая коррекция должна проходить при участии и под контролем врача-логопеда, он же при необходимости назначит комплекс упражнений, которые помогут восстановить функцию глотания (эти расстройства часто встречаются вместе).
  3. По показаниям проводится медикаментозная терапия, направленная на профилактику осложнений, улучшение трофики и кровоснабжения структур головного мозга.

Лечение афазии

Сложнее ли лечить афазию? С психологической точки зрения, труднее, ибо вернуть саму речь после инсульта, как феномен высшей нервной деятельности, непросто ввиду того, что контроль с больным сильно затруднен. При сенсорной афазии вы не сможете сообщить пациенту о своих пожеланиях. При моторной афазии он никак не сможет вам ответить — письменная речь и чтение текстов также нарушены. При тотальной афазии задача усложняется в десятки раз. Выход? Запастись терпением и работать!

  1. При диагнозе инсульт потеря речи сохраняется в течение длительного временного отрезка, на протяжении которого необходимо ежедневно заниматься с больным.
  2. Пациента, когда он пытается что-то сказать, нужно слушать очень внимательно и терпеливо, нельзя перебивать больного, нельзя его поправлять, и не пытайтесь договорить за него фразу, смысл которой, как вам кажется, вы уже уловили.
  3. Инициировать беседу должен здоровый человек.
  4. При сенсорной афазии для занятий начального уровня рекомендуется использовать картинки с подписями, на картинках должны быть изображены простые предметы обихода, животные.
  5. Для улучшения контакта с больным при сенсорной афазии разрабатывайте альтернативные (неречевые) способы коммуникации.
  6. При моторной афазии начинать следует с повторения автоматизированных речевых рядов, как то дни недели, порядковый счет, времена года, двенадцать месяцев. Для лечения моторной афазии можно использовать утвердительные ответы на простейшие бытовые вопросы: «Будешь кушать?» — «Буду».
  7. При моторной афазии также подойдут картинки с подписями, но на этот раз на них должны быть изображены не предметы, а действия и несложные сюжеты.

Заключение

Как вы понимаете, врачи-логопеды помогут вам в десятки раз расширить арсенал средств, которые можно использовать для восстановления речи после инсульта. Мы лишь обозначили стратегию, показали, какими путями можно и нужно двигаться, чего ожидать в пути. Успех лечения зависят от самого пациента, его родственников, медицинских работников, а именно – от слаженности действий всех участников процесса.

Афазия после инсульта

Афазией называют полную или частичную утрату речи в результате локального поражения головного мозга. Она возникает на фоне нарушений мозгового кровообращения и наиболее часто причиной афазии становится инсульт.

Сложность речевого расстройства находится в прямой зависимости от локализации и размера зоны поражения. Значительно дольше других функций организма идет восстановление речи после инсульта. При афазии происходит системное нарушение всех видов речевой деятельности человека – говорения, слушания, чтения и письма, поэтому больному необходимы регулярные занятия с логопедом-афазиологом в течение длительного периода времени.

Формы афазии

Форма афазии зависит от места повреждения ткани мозга в доминантном по речи полушарии:

  • Локализация поражения в височных отделах коры головного мозга ведет к акустико-гностической и акустико-мнестической афазии;
  • Локализация поражения в нижних теменных отделах коры головного мозга ведет к афферентной моторной и семантической афазии;
  • Локализация поражения в заднелобных и премоторных отделах коры головного мозга ведет к динамической и эфферентной моторной афазии.

В логопедии принято выделять 6 форм афазии.

Акустико-гностическая форма афазии

Характеризуется грубым нарушением понимания речи. Сразу после инсульта и при наличии обширных очагов поражения мозга наблюдается полное отсутствие понимания речи, множественные замены звуков, искажающие до неузнаваемости речь самого больного.

Несколько позже и при менее обширных поражениях речь может частично восстановиться и стать достаточно четкой, но при этом сохраняется множество замен одних слов другими, аграмматизмов, ошибок согласования слов в предложениях. Нарушения чтения и письма разной степени тяжести заключаются в заменах звуков и букв.

Афферентная моторная (артикуляторная) форма афазии

Характеризуется нарушением артикуляции звуков речи. При выполнении движений языка, губ больной не может найти их нужную артикуляционную позицию, в результате чего у него отсутствует устная речь.

По мере ее постепенного восстановления наблюдаются пропуски предлогов, слов, ошибочная последовательность слов в предложениях, замены между звуками, имеющими сходные кинестетические характеристики. Письменная речь нарушена грубо, однако относительно сохранными остаются чтение про себя и понимание речи.

Акустико-мнестическая форма афазии

Характеризуется нарушением слухо-речевой памяти. При этой форме больные плохо понимают длинные и сложные речевые отрезки, так как не могут удержать в памяти серию слов.

Несмотря на относительную сохранность устной речи, им трудно называть действия и предметы, в предложениях наблюдаются многочисленные словесные замены.

Эфферентная моторная форма афазии

Характеризуется нарушением фразовой речи. Паузы и повторы слов в предложениях крайне затрудняют или делают невозможной устную речь. Больные испытывают трудности при выполнении многоступенчатых инструкций. Изолированное произнесение звуков сохранно, но отсутствует понимание окончаний существительных и значений предлогов.

Нарушения письменной речи обусловлены затруднениями звуко-буквенного анализа состава слов, что ведет или к полному распаду навыков письма или к пропускам и перестановкам букв и слогов.

Динамическая форма афазии

Характеризуется отсутствием речевой активности. Такие больные могут «эхом» повторять слова из вопросов собеседника, им доступны краткие ответы на вопросы, письмо под диктовку, чтение вслух, повторение и называние. Наиболее значительные трудности у них вызывает процесс активного развертывания высказывания и выбор слов, они нуждаются в постоянном стимулировании самостоятельной речи.

Семантическая форма афазии

Для данной формы характерно расстройство понимания сложных логико-грамматических оборотов, пословиц, предлогов, наречий места. У больных наблюдается нарушение счета, они не всегда понимают и могут пересказать даже короткие, простые тексты. Диалогическая и спонтанная речь, понимание простых фраз обычно сохранны, но больные с трудом выполняют инструкции, содержащие предлоги и наречия.

Восстановление речевой функции после инсульта

Форма афазии определяется логопедом на основании обследования понимания и воспроизведения речи. К занятиям по восстановлению утраченных речевых функций следует приступить как можно раньше, в первые несколько недель после перенесенного инсульта. Это же касается и восстановления двигательных функций с помощью специальных упражнений и массажа.

Если реабилитацию начать позже, то нарушения могут приобрести стойкий характер и их преодоление займет значительно больше времени и усилий. Занятия с логопедом-афазиологом должны быть регулярными, их продолжительность определяется индивидуальными возможностями больного. Родственники должны принимать самое активное участие в реабилитационном процессе, выполнять все рекомендации и задания специалиста, проявлять к больному максимум терпения, такта и внимания.

Афазия

Почти у всех перенесших инсульт в первые дни и недели наблюдается нарушение речи. Одни не могут вспомнить названия предметов и действий, выразить свою мысль, другие не в состоянии понять, что говорят окружающие. Однако и интеллект, и память (образная) сохранены, в порядке зрение, слух. Используя эти каналы, можно многое восстановить.

В зависимости от того, какие отделы мозга поражены, говорят о разных формах афазии после инсульта (нарушениях речи).

Судить о них, а значит и выбрать метод восстановления речи можно уже через две недели после начала заболевания.

Моторная афазия

При моторной афазии человек, как правило, понимает речь окружающих, но не в состоянии выразить свои мысли, связно отвечать на вопросы, читать, писать. В ответ на вопрос он чаще всего кивает головой и жестом показывает, что ничего сказать не может, или, произнося отдельные слова, затрудняется правильно назвать предметы, действия.

Бывают случаи, когда больной не в состоянии ни повторить, ни самостоятельно произнести звук или слово. При попытках говорить долго и часто безуспешно ищет положение губ, языка. Однако может петь и читать хорошо знакомые стихи.

Сенсорная афазия

У страдающих сенсорной афазией нарушено понимание обращенной к ним речи. Отсутствует и контроль за собственной речью. Она малоинформативна, состоит из обрывков слов и фраз. Человек не может писать, не понимает прочитанного.

Одни больные безуспешно пытаются что-то повторять, называть. Речь их многословна, эмоциональна, богато интонирована, сопровождается мимикой, жестами. Но эта “словесная окрошка”, или “словесный салат” — как говорят специалисты, существует как бы сама по себе: больной не понимает ни того, что говорит, ни простейших слов, просьб, указаний, обращенных к нему. Эти признаки характерны для первой формы сенсорной афазии.

В других случаях до сознания пациента доходят простые команды, только если состоят из 1-2 слов, не более. Это вторая форма сенсорной афазии.

Страдающие третьей ее формой понимают только простые предложения. Сложный текст им не по силам. Они плохо ориентируются в пространстве, путаются в счете, не различают, что значит “под”, “над”, “к”, “от”, не оценивают сравнительных конструкций (муха меньше слона).

Лечение афазии

Что делать? Ответ однозначен: заниматься лечением афазии . Повторяем: не все безнадежно разрушено — есть интеллект, память, внимание, слух. Лучше, конечно, воспользоваться помощью специалиста по восстановлению речи (логопеда-афазиолога), но не всегда это возможно. Обычно вся нагрузка ложится на родных и близких. Чтобы максимально использовать время, отведенное на тренировки, попытаемся дать необходимые рекомендации.

Вам придется постоянно стимулировать и исправлять речь больного. Будьте готовы к тому, что на первых уроках ваш ученик быстро утомится. Делайте паузы и обязательно заполняйте их рассказами о простых вещах и событиях, о том, что когда-то до болезни очень интересовало вашего подопечного.

Когда и по скольку заниматься, зависит от состояния больного, но имейте в виду: частота и регулярность тренировок имеют огромное значение.

Если у вашего подопечного сохранено сознание, начинайте уроки с первых дней инсульта.

Поначалу занимайтесь не больше 10-15 минут, лучше 2-3 раза в день. Через 2-3 недели средняя продолжительность занятий может составить уже 40-60 минут.

Лечение моторной афазии

При лечении моторной афазии прежде всего необходимо растормозить речь, создать у больного психологическую готовность, условия, при которых возникают намерение и желание говорить.

Вот один из приемов. Заранее подберите красочные журналы с фотографиями (можно старые). Откройте семейный альбом. Произнесите фразу с определенной интонацией, например, радости: “Я счастлив видеть тебя!” — и попросите подопечного выбрать ту картинку или фотографию, с которой эта фраза ассоциируется.

Очень полезно напевать или вместе с больным прослушивать записанные на магнитофон известные ему песни. Это помогает поднять настроение, вызывает воспоминания, оживляет в памяти дорогие образы. Попросите его петь вместе с вами. Он потихоньку подхватит мелодию и вдруг довольно внятно произнесет какое-нибудь слово, чаще рифмованное.

Повторите это же на второй день, третий. Больной начнет произносить и другие слова, а через неделю-две после многократного пропевания любимых мелодий совместное пение не будет составлять для него труда. Теперь можно попросить его договаривать стереотипные предложения, знакомые стихи, пословицы. Например: “Тише едешь — дальше. (будешь)”, “Семь бед — один. (ответ)”.

Параллельно тренируйте пациента на так называемых автоматизированных речевых рядах. Предложите вместе с вами посчитать (один, два, три, четыре.), перечислить дни недели (понедельник, вторник.).

Его может заинтересовать чтение эмоционально насыщенного событиями рассказа. Показывайте картинки, отдельно написанные слова — это способствует оживлению эмоций и прежних речевых связей. Вдруг у вашего подопечного вырывается адекватно содержанию: “Ах, черт возьми!”, “Ай-яй-яй!”, “Нехорошо!”, “Здорово!”.

Кроме того, обязательно просите больного как можно чаще называть имена близких ему людей, термины, связанные с профессией или любимым делом.

В процессе повседневного общения старайтесь, чтобы он вспомнил как можно больше существительных, глаголов, других частей речи — сначала в отдельных предложениях, затем в простых диалогах, беседах. Так, подходя к столу, вы говорите: “Я сажусь на. (стул). Я беру. (карандаш), чтобы. (рисовать)”. Готовясь к умыванию: “Где тут у нас туалетное. (мыло), чтобы руки. (мыть)? А вот зубная. (щетка), чтобы зубы. (чистить). Теперь нужно махровое. (полотенце). Им мы лицо. (вытираем)”.

Если больной вдруг произнес какое-то слово, например, “хлеб” или “мяч”, похвалите его, порадуйтесь успеху и не упустите шанс продвинуться дальше — напомните действия, с которыми связаны эти слова: “Хлеб мы. (едим). В мяч дети. (играют)”.

Не пытайтесь обучать вашего подопечного грамматике, опирайтесь на свойственное ему “чувство языка”. Варьируйте одно и то же слово: “Хлеб лежит на сто. (ле). Мяч лежит под сто. (лом). Я пошел к сто. (лу)”. Слова не надо зубрить, записывать — они должны постоянно встречаться в ваших беседах.

Разговаривая с больным, обязательно учитывайте его интересы и увлечения. С женщинами сподручнее говорить о кулинарии, моде, косметике, с мужчинами — о рыбной ловле, машинах, спорте, помогая жестами, показывая вещи или картинки, на которых изображено то, о чем идет речь. Например: “Вот река. В ней водится. (рыба). Ты любишь рыбу. (ловить). Ты ее ловишь. (удочкой). Но сначала надо накопать. (червей). Червяка ты насаживаешь на. (крючок). Рыба. (клюет)” и т. д.

Со временем диалог усложняется. Связная речь при моторной афазии, если она негрубо выражена, обычно появляется вслед за увеличением словаря больного.

Лечение сенсорной афазии

При лечении сенсорной афазии акцент занятий делается на восстановление понимания сказанного. А чтобы облегчить этот процесс, надо постараться затормозить поток обильной и малоинформативной речи (она так и вырывается из уст больного), оживить сферу зрительных образов, которые необходимы для осознанного восприятия окружающего мира.

Затормаживание речи предполагает переключение внимания больного на другие виды деятельности. Полезны любая работа с цифрами и числами, игра в шахматы, лото, рисование по образцам, составление картинок из детских кубиков, выполнение различных заданий — нарезание карточек, полосок бумаги, шрифта из газет, журналов, а также мытье посуды, уборка квартиры, если ему это уже по силам.

Обязательно сопровождайте краткими пояснениями, что, как и зачем делать. Как можно меньше слов! Только отрывистые конкретные инструкции и оценки: “Разрежь бумагу на полоски”, “Хорошо”, “Правильно”, “Помоги помыть посуду”, “Нет”, “Не так”. Контролируйте, как осознает ваш подопечный бытовые команды: “Проходи к столу”, “Садись здесь”, “Открой тетрадь”, “Начинай рисовать”. Как это ни трудно, разрешайте больному лишь короткие высказывания, реплики, вопросы: “Это так?”, “Что делать?”, “Не знаю, как. ” — не больше.

Очень важно научить его слушать. Процесс разбивается на ряд последовательных этапов — понимание сначала общего смысла и содержания звучащего текста, затем предложений и только потом отдельных слов, звуков.

Ведь больному сенсорной афазией гораздо легче произнести тираду слов самому, чем выделить одно, нужное.

Прежде чем начать разговор, обязательно сообщите, о чем сейчас пойдет речь в беседе, в рассказе, который вы намереваетесь прочесть. Например, “о природе”, “о животных и растениях Севера”, “о школе”. Это поможет создать состояние ожидания, готовность слушать текст определенного содержания, необходимый эмоциональный настрой. Заранее подготовьте картинки: одна соответствует тексту, другая — близкая к нему, третья — нейтральная. Положите их перед больным, прочитайте текст медленно и выразительно и попросите найти нужную картинку. Еще раз прочтите текст и попросите сказать, о чем идет речь, посчитать количество предложений. Выделите одну какую-нибудь фразу. Пусть он найдет на картинке соответствующий ей фрагмент. То же самое проделайте с отдельным предложением, потом словом. Лист, цветок, самолет, река. — звучание каждого ему нужно соотнести с соответствующим элементом картинки. Сюжет, изображенный на ней, должен вызывать только положительные эмоции. Да и текст небольшой — 3-7 предложений из 3 — 5 слов. Проштудируйте так 7-10 текстов, которые резко отличаются по содержанию и лексике. И уже после такой общей работы — восстановления умения слушать и понимать начинайте учить различать звуки.

Нарежьте из старых журналов картинки с изображением различных предметов. Разложите их перед больным. Напишите на трех листах бумаги крупно по букве, например, Б, Л, Ц. Предложите ему распределить картинки в соответствии с начальной буквой изображенного предмета. Новое задание: к оптическому образу буквы присоедините ее звучание. Повторяйте: “Сложи картинки к букве Л” и т. д. Позже больной должен классифицировать картинки, ориентируясь только на звучание названных букв (листы с написанными буквами уберите). Отработав первые три звука, переходите к следующей паре или тройке.

У страдающих сенсорной афазией в известной степени сохранены навыки письма. Но записывать такой больной может лишь то, что сам произносит. Чтобы упорядочить этот процесс, предложите ему сначала складывать слова из разрезной азбуки. Можно сделать схематические рисунки и подписи к ним из слов, близких по звучанию: “дом-том”, “дочка-точка”, “гора-кора”, “баба-папа”. Постепенно в процессе тренировки он начинает различать эти похожие по звучанию слова, понимать, какая подпись соответствует какому рисунку.

Полезно записать на бумаге и еще раз прочитать с ним слова, только что произнесенные. Так постепенно восстанавливается и навык чтения. А если параллельно больной еще и слышит запись этих слов на магнитофоне, эффект будет выше: он вслушивается в звучание произносимых им слов и исправляет ошибки.

Лекарства от афазии

Восстановлению речи способствуют медикаментозные препараты. Они растормаживают непогибшие, но оказавшиеся как бы в недееспособном состоянии нервные элементы вокруг очага поражения.

Пробудить, образно говоря, от спячки речь и память помогает ноотропил. Его надо принимать долго (несколько месяцев) по 2,4 г (в первые недели после мозговой катастрофы гораздо больше — 3,6-4,8 г) три раза в день.

Если же лекарство возбуждает больного и его сон становится беспокойным, сдвиньте прием препарата на первую половину дня. Часть курса можно провести в виде внутримышечных инъекций ноотропила по 5 г ежедневно в течение 20-30 дней.

Эффективен, особенно при нарушении памяти и внимания, церебролизин. Его вводят по 5 мг ежедневно внутримышечно 20-30 дней.

Оба препарата — ноотропил и церебролизин — можно применять и одновременно. Их хорошо переносят больные.

Как видите, способы восстановления речи разнообразны. Попробуйте те, что мы предложили, но не навязывайте их вашему подопечному все в обязательном порядке. Учитывайте его индивидуальные возможности.

Однако одно правило незыблемо. Не стоит думать, что, старательно проведя занятия, вы свободны и вольны заниматься своими делами. Если вы по-настоящему хотите помочь близкому человеку вернуться к нормальной жизни, с ним надо как можно больше разговаривать, рассказывать о семейных делах, событиях дня, вместе смотреть телепередачи, слушать радио, по возможности ходить в театр.

Не забывайте ни на минуту: главное, что помогает восстановлению речи и других нарушенных в результате инсульта функций, — добрая, благожелательная атмосфера в семье, не устранение, а привлечение больного к участию в обсуждении домашних дел, выполнению посильной для него работы. Терпения вам и здоровья!

В первые дни и недели наблюдается нарушение речи. Одни не могут вспомнить названия предметов и действий, выразить свою мысль, другие не в состоянии понять, что говорят окружающие. Однако и интеллект, и память (образная) сохранены, в порядке зрение, слух... Используя эти каналы, можно многое восстановить.

В зависимости от того, какие отделы мозга поражены, говорят о разных формах афазии после инсульта (нарушениях речи).

Судить о них, а значит и выбрать метод восстановления речи можно уже через две недели после начала заболевания.

Моторная афазия

При моторной афазии человек, как правило, понимает речь окружающих, но не в состоянии выразить свои мысли, связно отвечать на вопросы, читать, писать. В ответ на вопрос он чаще всего кивает головой и жестом показывает, что ничего сказать не может, или, произнося отдельные слова, затрудняется правильно назвать предметы, действия.

Бывают случаи, когда больной не в состоянии ни повторить, ни самостоятельно произнести звук или слово. При попытках говорить долго и часто безуспешно ищет положение губ, языка. Однако может петь и читать хорошо знакомые стихи.

Сенсорная афазия

У страдающих сенсорной афазией нарушено понимание обращенной к ним речи. Отсутствует и контроль за собственной речью. Она малоинформативна, состоит из обрывков слов и фраз. Человек не может писать, не понимает прочитанного.

Одни больные безуспешно пытаются что-то повторять, называть. Речь их многословна, эмоциональна, богато интонирована, сопровождается мимикой, жестами. Но эта “словесная окрошка”, или “словесный салат” - как говорят специалисты, существует как бы сама по себе: больной не понимает ни того, что говорит, ни простейших слов, просьб, указаний, обращенных к нему. Эти признаки характерны для первой формы сенсорной афазии.

В других случаях до сознания пациента доходят простые команды, только если состоят из 1-2 слов, не более. Это вторая форма сенсорной афазии.

Страдающие третьей ее формой понимают только простые предложения. Сложный текст им не по силам. Они плохо ориентируются в пространстве, путаются в счете, не различают, что значит “под”, “над”, “к”, “от”, не оценивают сравнительных конструкций (муха меньше слона)...

Лечение

Что делать? Ответ однозначен: заниматься лечением афазии. Повторяем: не все безнадежно разрушено - есть интеллект, память, внимание, слух. Лучше, конечно, воспользоваться помощью специалиста по восстановлению речи (логопеда-афазиолога), но не всегда это возможно. Обычно вся нагрузка ложится на родных и близких. Чтобы максимально использовать время, отведенное на тренировки, попытаемся дать необходимые рекомендации.

Вам придется постоянно стимулировать и исправлять речь больного. Будьте готовы к тому, что на первых уроках ваш ученик быстро утомится. Делайте паузы и обязательно заполняйте их рассказами о простых вещах и событиях, о том, что когда-то до болезни очень интересовало вашего подопечного.

Когда и по сколько заниматься, зависит от состояния больного, но имейте в виду: частота и регулярность тренировок имеют огромное значение.

Если у вашего подопечного сохранено сознание, начинайте уроки с первых дней инсульта.

Поначалу занимайтесь не больше 10-15 минут, лучше 2-3 раза в день. Через 2-3 недели средняя продолжительность занятий может составить уже 40-60 минут.

Лечение моторной афазии

При лечении моторной афазии прежде всего необходимо растормозить речь, создать у больного психологическую готовность, условия, при которых возникают намерение и желание говорить.

Вот один из приемов. Заранее подберите красочные журналы с фотографиями (можно старые). Откройте семейный альбом. Произнесите фразу с определенной интонацией, например, радости: “Я счастлив видеть тебя!” - и попросите подопечного выбрать ту картинку или фотографию, с которой эта фраза ассоциируется.

Очень полезно напевать или вместе с больным прослушивать записанные на магнитофон известные ему песни. Это помогает поднять настроение, вызывает воспоминания, оживляет в памяти дорогие образы. Попросите его петь вместе с вами. Он потихоньку подхватит мелодию и вдруг довольно внятно произнесет какое-нибудь слово, чаще рифмованное.

Повторите это же на второй день, третий... Больной начнет произносить и другие слова, а через неделю-две после многократного пропевания любимых мелодий совместное пение не будет составлять для него труда. Теперь можно попросить его договаривать стереотипные предложения, знакомые стихи, пословицы. Например: “Тише едешь - дальше... (будешь)”, “Семь бед - один... (ответ)”.

Параллельно тренируйте пациента на так называемых автоматизированных речевых рядах. Предложите вместе с вами посчитать (один, два, три, четыре...), перечислить дни недели (понедельник, вторник...).

Его может заинтересовать чтение эмоционально насыщенного событиями рассказа. Показывайте картинки, отдельно написанные слова - это способствует оживлению эмоций и прежних речевых связей. Вдруг у вашего подопечного вырывается адекватно содержанию: “Ах, черт возьми!”, “Ай-яй-яй!”, “Нехорошо!”, “Здорово!”...

Кроме того, обязательно просите больного как можно чаще называть имена близких ему людей, термины, связанные с профессией или любимым делом.

В процессе повседневного общения старайтесь, чтобы он вспомнил как можно больше существительных, глаголов, других частей речи - сначала в отдельных предложениях, затем в простых диалогах, беседах. Так, подходя к столу, вы говорите: “Я сажусь на... (стул). Я беру... (карандаш), чтобы... (рисовать)”. Готовясь к умыванию: “Где тут у нас туалетное... (мыло), чтобы руки... (мыть)? А вот зубная... (щетка), чтобы зубы... (чистить). Теперь нужно махровое... (полотенце). Им мы лицо... (вытираем)”.

Если больной вдруг произнес какое-то слово, например, “хлеб” или “мяч”, похвалите его, порадуйтесь успеху и не упустите шанс продвинуться дальше - напомните действия, с которыми связаны эти слова: “Хлеб мы... (едим). В мяч дети... (играют)”.

Не пытайтесь обучать вашего подопечного грамматике, опирайтесь на свойственное ему “чувство языка”. Варьируйте одно и то же слово: “Хлеб лежит на сто...(ле). Мяч лежит под сто...(лом). Я пошел к сто...(лу)”. Слова не надо зубрить, записывать - они должны постоянно встречаться в ваших беседах.

Разговаривая с больным, обязательно учитывайте его интересы и увлечения. С женщинами сподручнее говорить о кулинарии, моде, косметике, с мужчинами - о рыбной ловле, машинах, спорте, помогая жестами, показывая вещи или картинки, на которых изображено то, о чем идет речь. Например: “Вот река. В ней водится... (рыба). Ты любишь рыбу... (ловить). Ты ее ловишь... (удочкой). Но сначала надо накопать... (червей). Червяка ты насаживаешь на... (крючок). Рыба... (клюет)” и т. д.

Со временем диалог усложняется. Связная речь при моторной афазии, если она мягко выражена, обычно появляется вслед за увеличением словаря больного.

Лечение сенсорной афазии

При лечении сенсорной афазии акцент занятий делается на восстановление понимания сказанного. А чтобы облегчить этот процесс, надо постараться затормозить поток обильной и малоинформативной речи (она так и вырывается из уст больного), оживить сферу зрительных образов, которые необходимы для осознанного восприятия окружающего мира.

Затормаживание речи предполагает переключение внимания больного на другие виды деятельности. Полезны любая работа с цифрами и числами, игра в шахматы, лото, рисование по образцам, составление картинок из детских кубиков, выполнение различных заданий - нарезание карточек, полосок бумаги, шрифта из газет, журналов, а также мытье посуды, уборка квартиры, если ему это уже по силам.

Обязательно сопровождайте краткими пояснениями, что, как и зачем делать. Как можно меньше слов! Только отрывистые конкретные инструкции и оценки: “Разрежь бумагу на полоски”, “Хорошо”, “Правильно”, “Помоги помыть посуду”, “Нет”, “Не так”... Контролируйте, как осознает ваш подопечный бытовые команды: “Проходи к столу”, “Садись здесь”, “Открой тетрадь”, “Начинай рисовать”... Как это ни трудно, разрешайте больному лишь короткие высказывания, реплики, вопросы: “Это так?”, “Что делать?”, “Не знаю, как...” - не больше.

Очень важно научить его слушать. Процесс разбивается на ряд последовательных этапов - понимание сначала общего смысла и содержания звучащего текста, затем предложений и только потом отдельных слов, звуков.

Ведь больному сенсорной афазией гораздо легче произнести тираду слов самому, чем выделить одно, нужное.

Прежде чем начать разговор, обязательно сообщите, о чем сейчас пойдет речь в беседе, в рассказе, который вы намереваетесь прочесть. Например, “о природе”, “о животных и растениях Севера”, “о школе”... Это поможет создать состояние ожидания, готовность слушать текст определенного содержания, необходимый эмоциональный настрой. Заранее подготовьте картинки: одна соответствует тексту, другая - близкая к нему, третья - нейтральная. Положите их перед больным, прочитайте текст медленно и выразительно и попросите найти нужную картинку. Еще раз прочтите текст и попросите сказать, о чем идет речь, посчитать количество предложений. Выделите одну какую-нибудь фразу. Пусть он найдет на картинке соответствующий ей фрагмент. То же самое проделайте с отдельным предложением, потом словом. Лист, цветок, самолет, река... - звучание каждого ему нужно соотнести с соответствующим элементом картинки. Сюжет, изображенный на ней, должен вызывать только положительные эмоции. Да и текст небольшой - 3-7 предложений из 3 - 5 слов. Проштудируйте так 7-10 текстов, которые резко отличаются по содержанию и лексике. И уже после такой общей работы - восстановления умения слушать и понимать начинайте учить различать звуки.

Нарежьте из старых журналов картинки с изображением различных предметов. Разложите их перед больным. Напишите на трех листах бумаги крупно по букве, например, Б, Л, Ц. Предложите ему распределить картинки в соответствии с начальной буквой изображенного предмета. Новое задание: к оптическому образу буквы присоедините ее звучание. Повторяйте: “Сложи картинки к букве Л” и т. д. Позже больной должен классифицировать картинки, ориентируясь только на звучание названных букв (листы с написанными буквами уберите). Отработав первые три звука, переходите к следующей паре или тройке.

У страдающих сенсорной афазией в известной степени сохранены навыки письма. Но записывать такой больной может лишь то, что сам произносит. Чтобы упорядочить этот процесс, предложите ему сначала складывать слова из разрезной азбуки. Можно сделать схематические рисунки и подписи к ним из слов, близких по звучанию: “дом-том”, “дочка-точка”, “гора-кора”, “баба-папа”... Постепенно в процессе тренировки он начинает различать эти похожие по звучанию слова, понимать, какая подпись соответствует какому рисунку.

Полезно записать на бумаге и еще раз прочитать с ним слова, только что произнесенные. Так постепенно восстанавливается и навык чтения. А если параллельно больной еще и слышит запись этих слов на магнитофоне, эффект будет выше: он вслушивается в звучание произносимых им слов и исправляет ошибки.

Препараты

Восстановлению речи способствуют медикаментозные препараты. Они растормаживают не погибшие, но оказавшиеся как бы в недееспособном состоянии нервные элементы вокруг очага поражения.

Пробудить, образно говоря, от спячки речь и память помогает ноотропил. Его надо принимать долго (несколько месяцев) по 2,4 г (в первые недели после мозговой катастрофы гораздо больше - 3,6-4,8 г) три раза в день.

Если же лекарство возбуждает больного и его сон становится беспокойным, сдвиньте прием препарата на первую половину дня. Часть курса можно провести в виде внутримышечных инъекций ноотропила по 5 г ежедневно в течение 20-30 дней.

Эффективен, особенно при нарушении памяти и внимания, церебролизин. Его вводят по 5 мг ежедневно внутримышечно 20-30 дней.

Оба препарата - ноотропил и церебролизин - можно применять и одновременно. Их хорошо переносят больные.

Как видите, способы восстановления речи разнообразны. Попробуйте те, что мы предложили, но не навязывайте их вашему подопечному все в обязательном порядке. Учитывайте его индивидуальные возможности.

Однако одно правило незыблемо. Не стоит думать, что, старательно проведя занятия, вы свободны и вольны заниматься своими делами. Если вы по-настоящему хотите помочь близкому человеку вернуться к нормальной жизни, с ним надо как можно больше разговаривать, рассказывать о семейных делах, событиях дня, вместе смотреть телепередачи, слушать радио, по возможности ходить в театр.

Не забывайте ни на минуту: главное, что помогает восстановлению речи и других нарушенных в результате инсульта функций, - добрая, благожелательная атмосфера в семье, не устранение, а привлечение больного к участию в обсуждении домашних дел, выполнению посильной для него работы. Терпения вам и здоровья!

Афазия - это состояние, характеризующееся речевыми нарушениями. Возникает оно при поражении речевых зон, расположенных в мозге.

Проблемы патогенеза, клиники и лечения болезни не являются решенными до конца. Однако, известно, что причина недуга - поражения речевых отделов головного мозга чаще всего являются механические травмы или серьезные заболевания. Бывает, что болезнь развивается постепенно и медленно. К причинам такого явления относят:

Факторами, влияющими на быстрое возникновение болезни афазия, являются:

  • черепно-мозговые травмы, кровоизлияния;
  • поражение сосудов мозга, тромбоз;
  • инфаркты;
  • некоторые психические заболевания.

В зоне риска находятся люди пожилого возраста, имеющие сердечные болезни (такие как ишемия, ревматоидные пороки), наследственную предрасположенность к подобной болезни. Нарушения речевой деятельности в этом возрасте корректируются сложнее.
Симптомы дефектов при афазии проявляются в зависимости от ее формы. Общий признак - расстройство в формировании речи. Как будет проявляться болезнь, зависит от локализации повреждения (в передней речевой зоне или задней речевой зоне). Афазией называются только нарушения уже сформировавшейся речи.

Отдельные сегменты коры головного мозга в человеческом организме ответственны за то или иное нарушение речи. К областям, отвечающим за речь, относят височные извилины, задние части нижней лобной извилины, теменную область, область левого (доминантного) полушария головного мозга, которая находится на границе височной, теменной и затылочной областей. На этом основываются особенности нарушений.

Говоря о речевых сбоях, их обычно подразделяют на

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать речь;
  • нарушение способности произнесения отдельных слов.

На этом основываются классификации заболевания, составляется лечение.

Классификация по Лурия А.Р. является самой известной. Она включает следующие виды речевого нарушения, характеристика которых зависит от зон поражения головного мозга.

Выделяется:

  • моторная афазия афферентного и эфферентного типа;
  • динамическая;
  • сенсорная;
  • акустико-мнестическая;
  • семантическая.

Афферентная афазия выражается серьезным расстройством речи, человек с афазией не может говорить слова по желанию или просьбе. Все звуки речи даются с трудом. Это самая тяжелая ее форма, человек лишен возможности говорить слова. Произнести тот или иной звук человек может непроизвольно. Но если его попросить, совершить данное действие не удастся. Больному сложно осознать, как работать языком при воспроизведении звуков, как смыкать и размыкать губы.

Альтернативная классификация недуга

При этой форме расстройства первостепенная задача - научить больного произносить звуки. Зачастую здесь не обойтись без логопеда.

Эфферентный тип болезни.

Человек с афазией может произносить отдельные слова, но ему сложно переключаться между ними. У больного нарушается слого- и словообразование. Речевая деятельность сильно затруднена. Эффективное общение происходит с помощью мимики. Часто человеку психологически тяжело выстраивать речь. При этой форме от больного требуются немалые усилия, чтобы научиться переходить от одного звука к другому.

Сенсорная афазия (акустико-гностическая)

Характеризуется повреждением зон мозга, ответственных за правильное восприятие речи. Люди слышат речь, но либо не понимают ее (особенно сложную). Фонематический анализ труден. Из-за недостаточного понимания, речь человека с сенсорным типом недуга быстрая, непонятная. Но он может произносить звуки, формируя из них слова.

Динамическая афазия

В этом случае у больных афазией зона повреждения располагается в заднелобных отделах левого полушария, в месте, находящимся рядом с зоной Брокка. Особенность этого типа афазии в уменьшении произнесенной речи. Больной правильно произносит все слова, но его речь скудная и медленная. В речи могут отсутствовать глаголы, междометия. Говорящий, нуждается в стимулирующих вопросах.

Возникает при поражениях теменно - затылочной части левого полушария. Особенность - неспособность больного понимать сложные речевые конструкции, логические связи между ними. Он не понимает смысла некоторых предлогов, сложных высказываний. Однако, речевые высказывания больного нормальны. Он понимает говорящего, выполняет инструкции, говорит сам.

Акустико-мнестическая афазия

Локализация нарушения - средние и задние отделы височной области. Дефект при такой афазии возникает в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные с трудом запоминают информацию, произнесенную вслух. Акустико-мнестическая форма нарушения влияет на объемы запоминания, больному удается запомнить совсем немного. В произносимой речи больных отличает маленький словарный запас.

Самые распространенные формы афазии в неврологии это афферентная, эфферентная и сенсорная. Эти виды недуга относятся к моторным. Среди них встречаются смешанные формы: афферентно-афферентная, моторно-сенсорная (более тяжелая).

Многие специалисты выделяют другие формы заболевания. Например, в трудах под редакцией Цветковой Л.С. можно встретить более обширную классификацию. Самой часто встречающимся заболеванием других типов является амнестическая афазия.

Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменно - височной зоны мозга. При таком типе заболевания у больного возникает ряд трудностей с называнием предметов. К примеру, он может знать название предмета, но не суметь объяснить для чего он нужен. Или же наоборот, больной может сказать о том, зачем нужна какая-то вещь, но название ее вспоминает с затруднением. После подсказки (первой буквы слова) вспоминает нужную информацию, но через минуту может вновь забыть. Также амнестическая афазия проявляется нарушением речи. Она спонтанна с превалированием глаголов при малом количестве существительных.

Так, забывчивость - самый яркий признак амнестическая формы нарушения. Близка к этому типу номинальная афазия - один из симптомов болезни Альцгеймера. В этом случае человек затрудняет назвать явления или предметы.

Наряду с амнестической следует выделить проводниковый тип заболевания. Проводниковая афазия характеризуется тем, что человеку сложно повторять за кем-то слова вслух. Этот фактор - клинический признак данной формы. Развивается осложнение вследствие поражения белого вещества верхних отделов головного мозга. Больной пропускает буквы, слова, если пишет текст под диктовку. Но понимание произнесенного другим человеком не нарушается.

Десять процентов всех случаев поражения лобно-височной зоны являются прогрессирующей афазией. Она представляет собой комплекс изолированных речевых расстройств. Обычно они возникают без определенной причины, развиваясь стремительно. Чаще всего такой тип болезни - предвестник нейродегенеративного заболевания мозга, такого как лобно-височная, кортико - базальная дегенерация или болезнь Альцгеймера.

Речевой статус при всех формах недуга условен, поскольку на практике редко встречаются ясные стандартные клинические картины. Его характеристика отличается в зависимости от конкретного вида заболевания.

Обычно больным свойственно появления аграмматизмов при разных видах афазии. При определенной форме они проявляют себя по-разному. К примеру, сенсорной афазии соответствует импрессивный аграмматизм (выражается в полном или частичном непонимании болеющим грамматических конструкций), для моторной экспрессивный(относится к активной речи, больной неправильно выбирает склонение, падежи и предлоги).

Диагностика афазии

Диагностикой этого заболевания занимается невролог. Но есть специалист по нарушениям речи - врач - афазиолог. Определяют наличие заболевание обычно с помощью специальных тестов. Диагностика включает в себя:

  • опрос больного (когда возникли речевые нарушения, какие события произошли перед этим);
  • осмотр больного, выявление неврологических симптомов недуга, таких как измененная высота рефлексов, асимметрия лица, опущение уголка рта и т. д.;
  • диагностика заболевания логопедом с целью определения стадии нарушения и предстоящую работу;
  • электроэнцефалография (метод, позволяющий оценить активность определенных зон головного мозга);
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография головы направлена на изучение мозга, его структуры, выявление кровоизлияний, гнойников, опухолей;
  • магнитно-резонансная ангиография (метод направлен на изучение проходимости сосудов в коре головного мозга, может обнаружить аневризмы сосудов).

Детская афазия

Нужно отметить, что афазия имеет большую распространенность у взрослых. В педиатрии такие нарушения встречаются значительно реже. Они характеризуются потерей ребенком с ранее сформированной речью речевых навыков. Детская афазия чаще встречается у мальчиков.

Чем младше ребенок, тем менее разнообразны признаки отклонений речи.

Причины детских речевых нарушений схожи со взрослыми. Это черепно-мозговые травмы, проблемы с сосудами мозга, опухоли, аневризмы, гематомы, энцефалит.

Особенность детской афазии в том, что обычно речь ребенка восстанавливается через несколько месяцев. Но это возможно, лишь при своевременном обращении к врачу и соблюдении всех рекомендаций.

Лечение обязательно проводится с участием логопеда. Для занятий применяются различные карточки, рисунки, компьютерные программы. Материал подготавливается в зависимости от формы заболевания. Детский мозг пластичен, он быстро приспосабливается к изменениям. Однако, насколько эффективны будут занятия, определяет форма и тяжесть нарушений.

К профилактике детской афазии можно отнести минимизацию возможности травм головы и своевременное обследование мозга, диагностика заболеваний ЦНС, сосудов мозга.

Лечение афазии

Терапия зависит от проблемы, вызвавшей болезнь

  1. Если нарушение вызвано опухолью - врачи использую метод хирургического вмешательства.
  2. Проводится устранение кровоизлияние, если болезнь вызвана этой причиной.
  3. Практикуется удаление гнойника из полости черепа хирургическим путем.

Широко в терапии используются препараты, улучшающие кровообращение мозга наряду с обменом веществ, нормализующие артериальное давление

Что можно посоветовать близким людям больного

К лечению относятся занятия с логопедом, они включают разные упражнения, воздействующие на дефект.

Афазия у левшей и правшей.

Считается, что речевые центры локализуются в доминирующем левом полушарии головного мозга. Однако для правшей полушарие, отвечающее за речь - правое. Поэтому афазия у левшей диагностируется при поражениях правого полушария головного мозга в отличие от правшей.

Профилактика афазии

Устранить все риски, которые могут повлечь речевые нарушения, невозможно. В ряде случаев причинами являются травмы и опухоли. Но некоторые меры можно предпринять. К ним относится контроль над артериальным давлением, позволяющий избежать нарушение кровообращения в мозге, избегание опасных травматических ситуаций.