Что проверяют у ип на енвд. Проверка ип налоговой инспекцией

получен
гонорар 33%

Здравствуйте!

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

О проведении плановой проверки, индивидуальный предприниматель уведомляется органом контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно части 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Внеплановые проверки могут проводиться по жалобе граждан, либо по истечению срока ранее выданного предписания.

Если к Вам пришли с проверкой, обязательно уточните на каком основании она проводится, попросите предоставить приказ (распоряжение) руководителя.

Если Вас письменно не уведомляли о проведении плановой проверки, то вы можете так же отказать в предоставлении требуемых документов.

По окончании проверки, Вам обязательно должны выдать акт проверки . Отсутствие акта проверки является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.

С уважением, Наталья.

ЗДравствуйте!

В соответствии со ст. 87-89 НК РФ Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков , плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) .

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы . Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ .

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы .

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ .

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Нк РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета) . Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Вышеуказанные правила распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа .В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;периоды, за которые проводится проверка;должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, в порядке, установленном статьей 93.1 НК РФ.

В случае, если выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ), требование о представлении документов и (или) информации, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы и (или) информацию в установленный срок, требование о представлении документов и (или) информации, связанных с участием проверяемого налогоплательщика в инвестиционном товариществе, может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 ст. 89 НК РФ, не действуют.При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки .

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться :

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Нк РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов и налоговых агентов.

Таким образом, в отношении Вас могут проводиться камеральная и выездная проверки(не может чаже чем раз в год).

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Дружкин Максим

Юрист, г. Москва

Бесплатная оценка вашей ситуации

    1103 ответа

    249 отзывов

Здравствуйте!

Разрешая некоторые противоречия некоторых юристов в данном вопросе, хочу Вам сообщить следующее.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проводятся не чаще чем один раз в три года.

Однако ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения контрольных мероприятий, не применяются к мероприятиям по контролю в налоговой сфере.

Таким образом, порядок и периодичность проведения налоговых проверок установлены частью первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ст. ст. с 87 по 89).

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные и выездные.

Особенности проведения налоговых проверок (в частности, особенности получения информации о деятельности налогоплательщика, особенности проведения повторных выездных проверок) закреплены в соответствующих статьях НК РФ: статьях 88 НК РФ, 89 НК РФ, 93 НК РФ, 93.1 НК РФ и других.

При применении положений НК РФ о налоговых проверках необходимо также учитывать Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), по общему правилу является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

В пункте 7 статьи 88 НК РФ сформулировано общее правило, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

В то же время в пунктах 6, 8, 9 статьи 88 НК РФ закреплены исключения из общего правила. Так, истребование документов допускается в случаях:

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ);

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (пункт 8 статьи 88 НК РФ);

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 статьи 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (пункт 9 статьи 88 НК РФ).

КС РФ в Определении от 12.07.2006 N 266-О заметил, что положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1 - 3 статьи 176 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному КС РФ в данном Определении на основе правовых позиций, изложенных в ранее принятых и сохраняющих свою силу постановлениях, не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации (и/или заявления о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения сумм налоговых вычетов общей суммы налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета, при том что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов.

В Определении от 12.07.2006 N 267-О КС РФ отметил, что право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, т.е. до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Постановлением КС РФ от 17.03.2009 N 5-П положение, содержащееся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 НК РФ, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 21.02.2008 N 16-27 разъяснило, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе осуществлять как приостановление проводящейся выездной налоговой проверки в пределах срока, определенного в пункте 9 статьи 89 НК РФ, так и ее последующее возобновление.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, на основании пункта 1 статьи 93 НК РФ вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Форма решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

Также хочу обратить Ваше внимание на то, что помимо данного вида проверок, существую проверки, проводимые другими органами государственного надзора. В частности, Роспотребнадзор может провести как плановую так и неплановую проверку субъектов экономической деятельности при обязательном предварительном извещении об этом, выявляя при этом нарушения, например, правил отдельных видов товаров, санитарных норм. Также проверки проводятся пожарной инспекцией, Ростехнадзором и многими другими полномочными органами. Советую всегда от проверяющих требовать предоставления соответствующих документов, послуживших основанием для проведения проверки.

По дополнительным вопросам обращайтесь. Желаю Вам всего доброго!

Все услуги юристов в Москве

Проверки индивидуального предпринимателя могут идти в рамках обыкновенных работ, а могут стать настоящим бедствием. Не редки случаи, когда слишком пристальный взгляд и постоянные визиты проверочных ведомств настолько нарушают режим работы фирмы, что коммерсанту приходится закрываться. Хотя в последнее время, политика государства вроде бы как направлена на всевозможную поддержку малого бизнеса, которая должна включать и снижение нагрузок от проверочных работ.

Первое предупреждение

До 2014 года ситуация со штрафами для малого и микро бизнеса была удручающая, так как их размер соответствовал размеру штрафов для крупных корпораций. Понятно дело, что таким способом упрощалась сама система санкционного воздействия на нарушителей среди бизнесменов, но выживать мелкому предпринимателю было крайне трудно. После поручения президента, штрафы решили снизить. Это произошло благодаря Нине Енщиковой, которая от лица предпринимателей обратила на проблему внимание правительства. Также прозвучала инициатива ввести термин «предупреждение» административный кодекс. Так как дифференциация административных наказаний поспособствует развитию и снизит нагрузку.

Февраль 2016 года ознаменовался тем, что Минэконом развития всё-таки вынесли на общественное обсуждение поправки для КоАП , где значилось введение «доштрафного» предупреждения. Теперь, те, кто первый раз нарушил правила, могут отделаться только выговором, и не хвататься за голову.

Что касается самих проверочных мероприятий, то новые ИП подвергались им только спустя три года после открытия, а план проверок можно было посмотреть на электронных ресурсах прокуратур. Проверка раз в три года обозначалась термином «проверочные каникулы» для малого и среднего бизнеса.

Проверочные каникулы

«Проверочные каникулы» устраивались только для добропорядочных дельцов. Те, кто замечался в периодических нарушениях не могли рассчитывать на попадание в список «освобождённых». Также туда не попадали различные фирмы, занятые в нишах образования, медицины и соц.обслуживания, компании, работающие в аудите, управляющие компании, а также те, кто был причастен к гостайне.

Но, чтобы было полное понимание - налоговые каникулы касаются только плановых проверок. А помимо них, есть ещё куча различных видов. Кроме того, нечего думать о безразличии со стороны пожарного надзора, промышленных и экологических ревизий. Никто не избавит вас также от проверок по внесению средств во внебюджетные фонды. Так что, введение «каникул» на самом деле хоть и облегчает проверочную нагрузку, но отнюдь не критически.

Да и так и не приняли закон о снижении штрафов для малого бизнеса. А слухи говорят о том, что можно вообще ожидать их рост. Так что радоваться, увы, пока нечему. Видимость заботы о мелком бизнесе не говорит о том, что забота существует в реальности.

Интересно, что для государства постоянные и вездесущие проверки - не бесплатное удовольствие. Контрольно-надзорная деятельность может тратить до 2% ВВП страны в год. А это совсем немалая сумма. Хотя оплачивают её, получается, сами граждане.

Но вернёмся к нашим проверкам. А конкретнее - к типам проверок, которые сейчас существуют в Российской Федерации.

Типы проверок

Основное разделение идёт на:

  1. Плановые проверки
  2. Внеплановые проверки

Вывод сделать можно один: на вопрос, когда ждать проверяющего в гости, ответ будет - всегда. По сути, отмена на время плановых проверок не изменила ситуацию, потому внеплановые продолжают буйствовать, и регламентируются они законом 294-ФЗ (ч.2 ст. 10).

Аудиторская проверка

Может быть выездной, а может быть документальной.

Выездная проверка подразумевают, что к вам лично в гости приходят контролёры. Они приходят, изымают всё, что может быть причастно к делу (это официально, по факту - могут изъять всё). И проверяют.

В случае документальной проверки, вы отделайтесь только тем, что вам придётся самому привезти документы по делу.

Изменения в административном кодексе пока ещё не действуют. То есть до лета 2017 года (а возможно и на больший срок), о возможности получения предупреждения, а не штрафа можете забыть.

Увы, практика юристов, которые встают на защиту проверяемых организаций, показывает, что случаи бывают вопиющие. Так, например, одну организацию при внеплановой проверке (где выявили ряд нарушений) закрыли на 3 месяца! Именно такой срок был нужен, чтобы устранить все нарушения. Какие убытки понёс предприниматель, говорить вообще страшно.

Да и штрафы сами по себе заставляют некоторых бизнесменов седеть раньше времени. Так для ИП цифры штрафов обычно начинаются с 40 тысяч рублей. А для юридических лиц речь идёт о миллионах рублей.

Кто может проверять ИП

Самым «проверяющим» органом признан Роспотребнадзор. Дальше по убывающей следуют:

  • Роструд
  • Ростехнадзор
  • Россельхознадзор
  • Росздравнадзор

Какие основания есть для внеплановых проверок

  1. Если истекает срок, обозначенный в ранее выданном постановлении после выявленных нарушений. Нарушения могут быть в отношении распоряжений и требований по правовым актам, а также по муниципальным. В общем, если вы не исправили ошибки, на которые вам раньше указали.
  2. Также основанием может быть и приказ от госоргана по контролю, если того требует, например, прокурор, исходя из имеющихся у него материалов.
  3. Если на вас жалуются. Здесь речь идёт о заявлениях от граждан - от других предпринимателей, от юрлиц, СМИ, даже органов управления. Но заявления должны быть как минимум о таких фактах:
  • угроза жизни или здоровью гражданам
  • угроза вреда животным или растениям, окружающей среде, а также культурным объектам
  • угроза госбеззопасности
  • причинение вреда всем вышеперечисленным
  • нарушение потребительского права

Что могут найти проверки

Чтобы вообще избежать каких-либо негативных последствий проверок, ваша бизнес-деятельность должна полностью соответствовать букве закона.

А чтобы быть готовым к тому, какие нарушения могут вам приписать, почитайте на досуге 14-ую главу Кодекса об административных правонарушениях. Там можно найти 61 причину быть аккуратнее в своём деле. За каждую из этих причин могут выписать административный штраф. А если вы нарушите уголовный кодекс (а уклонение от уплаты налогов, это и есть нарушение УК РФ), вам вообще светит до 6-ти лет тюремного заключения.

За что чаще штрафуют

Как ни странно, по статистике самой популярной статьёй штрафа является - деятельность без регистрации ИП. Также популярны несоблюдения производственных требований и требований по продаже алкогольсодержащей продукции.

Обратите внимание также на то, что за использование ККМ, который ещё не зарегистрирован тоже штрафуют нещадно.(Читайте также:)

Итог

Мы рассказали страшные вещи. Но такова была тема статьи. Общая же ситуация на самом деле не столь страшна. Пусть у вас не возникает ощущение, что каждый, кто открывает ИП, обязательно будет подвергаться ежемесячной, если не ежедневной проверке и обязательно штрафоваться. Нет. Многие работают спокойно и успешно. Главное, быть внимательным.

Даже не каждое выявленное нарушение будет заканчиваться обязательным штрафом. На самом деле, и на проверяющих бывает проруха, человеческий фактор нельзя отменять нигде. Поэтому просто изучите дополнительный материал, о том, как вести себя при проверках.

Ну, и напоследок. Уже даже простое желание привести в действие поправки о «предупреждении» перед штрафом, кое-что дают. Будем надеяться, что дальше будет только проще, и проверочная нагрузка на наших предпринимателей постепенно снизится. Предпосылки к этому есть.


Любой предприниматель, независимо от вида деятельности и размера бизнеса, сталкивается с налоговыми проверками. Несмотря на то, что в НК РФ для проверки ИП не предусмотрены отдельные процедуры, специфика бизнеса и применение льготных налоговых режимов подразумевают множество особенностей подготовки к визиту инспекторов.

Что и как проверяют инспекторы, за что штрафуют и как собственнику обезопасить свой бизнес в самых угрожающих условиях, читайте в нашей публикации.

Виды проверок предпринимателей

Действия сотрудников ИФНС нацелены прежде всего на увеличение поступающих в бюджет налогов, а соответственно, на повышение эффективности налоговых проверок. Поэтому главная задача индивидуального предпринимателя – предугадать и максимально уменьшить возможные убытки, которые влечет за собой налоговая проверка любого вида.

Камеральная проверка ИП

Камеральная проверка ИП – по сути регулярная процедура, которая осуществляется, как только предприниматель в очередной раз сдал отчетность. Главный интерес для инспекторов представляют соблюдение формы декларации, точность расчетов и подлинность указанных сведений. Не останутся без внимания налоговиков законность применения ставок, обоснованность льгот и др.

Если сотрудники ИФНС своевременно получат отчетность с корректными показателями, вряд ли они будут требовать пояснения и начислять штрафы.

Из-за минимальной неточности в декларации инспекция может запросить дополнительные документы по расходам или пояснения по исчислению налога. Письменные пояснения необходимо предоставить в течение 5 дней с момента получения требования или исправить ошибки и предоставить корректирующую декларацию. Очевидно, что за этот срок очень сложно успеть исправить ошибки или подготовить убедительные пояснения. Тем не менее, лучше отреагировать с опозданием, чем вовсе проигнорировать требования налоговиков.

В ответ на молчание инспекторы будут действовать по хорошо отработанному алгоритму: составят акт и примут решение о привлечении к ответственности, уплате недоимки, пеней и штрафов. Последствия бухгалтерского недочета нарастут как снежный ком, безопасность бизнеса окажется под угрозой. Поэтому не нужно отказываться от шанса исправить допущенные в декларации неточности. А еще лучше – сразу сдавать отчетность, к которой сотрудники инспекции не смогут придраться.

Специалисты 1С-WiseAdvice знают, на что именно обращают внимание сотрудники ИФНС в ходе камеральной проверки. Показатели для деклараций анализируются с учетом всех рисков и возможных потерь для бизнеса, наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений. Таким образом, у инспекторов не возникает претензий на камеральных проверках.

Выездная проверка ИП

Выездные проверки ИП – большая редкость, но именно по результатам визита инспекторов выписывается большинство штрафов.

Поскольку ИП на спецрежимах часто используются в группе компаний именно в целях сокращения налоговой нагрузки – о чем в ФНС прекрасно знают – интерес к предпринимателям со стороны налоговиков в последние годы повысился. Распространенные схемы снижения налогового бремени с участием ИП детально известны сотрудникам инспекций – они любыми способами стараются вычислить существующую взаимосвязь между организациями.

Если в ходе предпроверочного анализа инспекторам удастся ее установить, скорее всего, выездная проверка нагрянет к юрлицу, которое оптимизирует налоги с помощью ИП. Поэтому особое значение в бухгалтерии таких компаний приобретает грамотная налоговая оптимизация с использованием ИП.

Чтобы правильно адаптировать ИП в структуре бизнеса, не обойтись без услуг консалтинга. Специалисты 1C-WiseAdvice окажут всестороннюю экспертную поддержку и ответят на следующие вопросы:

  • Какой вид деятельности ИП подойдет конкретно под структуру вашего бизнеса?
  • На кого зарегистрировать ИП?
  • Какая система налогообложения будет выгодна конкретному ИП?

Формы выездных проверок ИП

Формы выездных проверок зависят от интересующей налоговиков сферы экономической деятельности ИП.

В ходе комплексных проверок инспекторы проверяют корректность расчетов налоговых выплат в бюджет. В этом случае гости из ФНС знакомятся со всей налогооблагаемой деятельностью за определенный период работы. Предприниматель обязан предоставить все документы, имеющие отношение к хозяйственной деятельности за интересующий отрезок времени. Выборочная или тематическая проверка предназначена для сравнения данных из деклараций с реальной ситуацией по бизнесу в целом. Инспекторы могут контролировать отдельные виды деятельности ИП и охватывать, например, только расчеты с поставщиками, подакцизный товарооборот и т.п.

Проверку может спровоцировать конкретная сделка , которую проверяют инспекторы. Причем главным объектом внимания налоговиков будет не деятельность ИП, а бизнес контрагента. Однако в этом случае у предпринимателя также могут потребовать документы, касающиеся рассматриваемой сделки – в рамках встречной проверки . Следовательно, экономическая деятельность ИП также становится предметом исследования ИФНС. А это значит, что принимать во внимание всевозможные риски в бухгалтерском и налоговом учете необходимо перманентно, а не только после того, как инспекторы сообщат о своем скором визите.

Эксперты 1C-WiseAdvice знают, как избавить клиентов от излишнего внимания контролирующих органов. Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Это происходит благодаря внутренней автоматизации и регулярному внутреннему аудиту работы наших сотрудников. Такой риск-ориентированный подход позволяет избежать интереса со стороны ИФНС, а соответственно, и доначислений, штрафов и пеней.

Особенности проведения выездных проверок ИП

Предприниматель не должен забывать, что полномочия гостей из налоговой указаны в решении о проверке. Любая просьба или требования, не зафиксированные данным документом, приравниваются к превышению полномочий инспектором.

Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается,

Если у ИП нет возможности организовать рабочие места для инспекторов на своей территории, нужно быть готовым отправить подлинники первичной документации в ФНС (п. 12 ст. 89 НК РФ). Попытка скрыть или изменить «первичку» приведет к принудительному изъятию этих документов (п. 12 ст. 89 и п. 8 ст. 94 НК РФ).

1С-WiseAdvice разработала уникальную технологию оперативной обработки первичной документации «Процессинг», которая гарантирует своевременную подготовку документации, соответствующую требованиям налогового законодательства. Запатентованная технология 1C-WiseAdvice – в отличие от штатной бухгалтерии, которая не способна обеспечивать оперативный контроль за состоянием первичных документов, – позволяет готовить истребуемые в рамках выездных проверок документы максимально быстро.

Не стоит ограничивать и доступ к имуществу и объектам налогообложения, которые используются в предпринимательской деятельности. Это может сыграть против вас: не видя реальной картины, инспекторы начислят налоги, исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).

Кроме истребования документов и осмотра, налоговики могут организовать:

  • выемку предметов и документации, подтверждающих нарушение (ст. 94 НК РФ);
  • инвентаризацию, в ходе которой убедятся (или не убедятся) в достоверности предоставленных данных (п. 13 ст. 89 НК РФ);
  • привлечение эксперта, который при необходимости документально оформит свои выводы (ст. 95 НК РФ);
  • вызов и допрос свидетелей, а если понадобится – пригласить переводчика (ст. 90 и 97 НК РФ).

Таким образом, выездная проверка может обернуться не только колоссальными убытками, но и не самым приятным приключением для ваших сотрудников и партнеров, что не может не сказаться на репутации компании. Лучше вычислить и устранить недочет, способный создать подобные проблемы, еще на этапе начальной организации и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Особенности проверок ИП на спецрежимах

Вид деятельности и регион ее ведения, объем доходов, количество сотрудников и площадь помещения, в котором реализуется товар или оказывается услуга, влияет на право ИП воспользоваться спецрежимом налогообложения: УСН, ЕНВД или патент (ПСН).

Правомерность использования того или иного льготного режима сотрудники ИФНС проверяют особенно тщательно. Поэтому лучше не экономить на привлечении экспертов к заполнению деклараций и не давать поводов для требования пояснений и назначения выездной проверки. Убытки из-за выплат недоплаченных налогов, пеней и штрафов несопоставимы со стоимостью консалтинговых услуг.

Проверка ИП на УСН

Главная цель, с которой инспекторы обращают внимание на ИП с упрощенной системой налогообложения, – выявить неправомерность применения данного спецрежима. Если налоговики смогут подтвердить свои подозрения в неправомерности использования «упрощенки», предприниматель будет выплачивать все налоги, которые ему насчитают в рамках общей системы налогообложения, включая пени.

Форму налоговой декларации по УСН и порядок ее заполнения регулирует приказ ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@.

Проверка ИП на ЕНВД

Чтобы применение ЕНВД не обернулось для ИП доначислениями и штрафами, необходимо ежемесячно контролировать соответствие условий, прежде всего документально подтвержденных, указанному режиму. А при возникновении потенциальных рисков – вовремя перейти на УСН или общий режим налогообложения.

Важно!

Применять ЕНВД можно только по тем видам деятельности, которые установлены на территории вашего населенного пункта. В Москве «вмененка» не применяется ни по одному из видов деятельности с 2012 года.

Форма декларации по «вмененке», порядок ее заполнения и формат представления регламентируется Приказом ФНС России от 26.06.2018 № ММВ-7-3/414@.

Как снизить налоговые риски при проверке ИП

(базовые принципы грамотной налоговой оптимизации с использованием ИП):

  1. Соблюдайте среднюю по отрасли налоговую нагрузку.
  2. Не отражайте в отчетности убытки на протяжении нескольких налоговых периодов. Если это неизбежно в вашем случае, заранее приготовьте обоснование полученных убытков.
  3. Следите за темпом роста ваших расходов в сравнении с доходами, рост расходов не должен превышать рост доходов.
  4. Выплачивайте заработную плату работникам не ниже средней по вашему виду деятельности.
  5. Если вы на «упрощенке» – старайтесь не приближаться к предельному уровню доходов, дающих право на применение УСН, особенно несколько налоговых периодов подряд.
  6. Следите за уровнем рентабельности вашего бизнеса, он не должен отличаться от средней по отрасли.
  7. Старайтесь избегать заключения договоров с контрагентами-перекупщиками, посредниками. Заключайте договоры напрямую с производителями.
  8. Вовремя и максимально полно отвечайте на запросы налоговой и предоставляйте пояснения.
  9. Сдавайте отчетность вовремя.
  10. Не препятствуйте проведению проверки, даже если налоговая сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

Эксперты 1C-WiseAdvice отстаивают интересы своих клиентов на всех этапах взаимоотношения с ИФНС, готовят аргументированные ответы на запросы и требования в ходе налоговых проверок ИП, дают пояснения. Наши специалисты не отказываются от возможности свести к минимуму потери предпринимателя даже в самых безнадежных ситуациях. Хотя те, кто доверил свой учет и отчетность нам, в подобные ситуации не попадают.

Связаться с экспертом

Точность и грамотность бюджетных расчетов проверяется и контролируется налоговыми инстанциями с проведением всевозможных проверок, а именно: камеральные и выездные проверки. Не секрет, что это источник стресса для каждого ИП. В результате функционирования бизнеса возникают разные проблематичные вопросы – все угадать наперед просто нереально. А вот взаимоотношения с органами контроля – одна из основных составляющих рыночной деятельности.

Контроль ИП налоговой инспекцией должен проводится по правилам, аналогичным тем, что назначены и для юридических лиц. Перечень данных правил описан в Налоговом кодексе ст.87-89 (далее Кодекс). Изучим основные сведения о разных видах проверок, чтобы иметь больше представления о том, с чем может столкнуться любой ИП.

Выездные проверки

Также могут называться документальными и проходят в проверяемой фирме или на территории ИП. Такие проверки считаются наиболее опасными по мнению бизнесменов со стажем. Так как по результатам именно этих проверок назначается наибольшее число штрафов. Бывает несколько типов, в зависимости от формы проведения.

Выборочные (тематические) и комплексные проверки

Проведение выборочной проверки предусматривает своей целью сравнить данные, указанные в декларациях, с реальным оборотом финансов компании. Внимание уделяется не всей рыночной деятельности, а лишь ее части, касающейся одного или нескольких налогов. Эта проверка также называется тематической, так как охватывает лишь определенную область, например, сделки на импорт или экспорт, выплаты поставщикам или использование каких-либо льгот.

Комплексный контроль подразумевает инспектирование точности в расчетах по налоговым платежам в бюджет. Все внимание уделяется только той деятельности, что является налогооблагаемой и фигурирует в хозяйственном направлении за проверяемый промежуток времени.

Камеральная проверка

Производится на территории самих органов налогового контроля согласно ст. 88 Кодекса . Бухгалтерские документы, а также бумаги по налоговым выплатам по запросу предоставляются ИП или организацией в местные органы налоговой службы (по месту регистрации).